Эстетическое воспитание и просвещение детей и подростков

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Уссурийский государственный педагогический институт»

Курсовая работа

тема: «Особенности эстетического воспитания подростков»

Выполнила: Студентка 5 курса

2 высшее кафедра биологии,

химии и психологии

г.Уссурийск, 2011г.

Содержание

Введение

Глава 1. Эстетическое воспитание

1.1 Понятие эстетического воспитания

1.2 Виды эстетического воспитания

Глава 2. Особенности эстетического воспитания

2.1 Эстетическое воспитание в системе образования

2.2

Эстетическое воспитание подростков

Заключение

Список литературы

Введение

В данной работе я рассмотрю тему «Особенности эстетического воспитание подростков». Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Потому актуальность данной темы и данного направления воспитательной работы в целостном педагогическом процессе не вызывает сомнений.

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.

Система художественно-эстетического воспитания школьников реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на уроках и во внеучебное время.

Все учебные предметы, наряду с передачей детям основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание школьников, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности.

В основе организации современной системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания.

Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации.

Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребенка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей.

Принцип эстетики всей детской жизни требует организации отношений, деятельности, общения школьников по законам красоты, приносящей им радость.

Система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы строится на основе принципа учета возрастных психолого-педагогических особенностей детей.

И так, рассмотрим подробнее эстетическое воспитание учащихся в современной школе.

Глава 1. Эстетическое воспитание

1.1 Понятие эстетического воспитания

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Не что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих (настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика) – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. [10]

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. В той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить и о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности .

1.2 Виды эстетического воспитания

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.[16]

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.[2]

Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идёт накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

Эстетическое воспитание подростков

Астафьева Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы – воспитатель.

Средняя общеобразовательная школа «Детский санаторий «Солнечное»

Ритм ХХI века, его нравы и настроения отодвинули искусство на вторые, а зачастую, и третьи роли в жизни современного школьника. Поэтому предметы по искусству воспринимаются как уроки, дающие возможность отдохнуть между «трудными» предметами. Да и при выполнении домашнего задания дети слышат от родителей: «Сначала сделай математику!». Но если дети младшего возраста еще проводят свободное время за рисованием, то подростки, не находя поддержки учителей и родителей, теряют интерес к искусству.

Формирование духовного мира ребенка особо остро стоит в настоящее время. На протяжении многих веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще (или уже) не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся”, отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы…» Однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания. А ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные, нравственные. Эстетическое воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, следовательно, в нем заложены основы и общего развития. Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития учащихся подросткового возраста. Подростковый возраст — период становления личности. Это возраст, в котором проявляется склонность к самоанализу, стремление к самосознанию, самоутверждению. Каждый взрослый знает, как важно в этом возрасте не растерять то, что было заложено в нем с рождения.

Складывающаяся в стране социально-культурная ситуация во многом ответственна за массовость антиобщественных проявлений в поведении детей вплоть до саморазрушающих (преступления, наркомания, алкоголизм и т.д.). Все чаще СМИ делают модели асоциального поведения привлекательными для все более широкого круга детей. И подростки, как никто, подвержены этому. Телевизор заполонили дешевые ситкомы, книжные магазины набиты «бульварным чтивом», радио перенасыщено хитами типа «Ла-ла-ла», а Интернет пестрит пошлой негативной информацией. Фильмы, музыка, спектакли и телепередачи, которые призваны воспитывать чувство прекрасного, уходят в прошлое. Конечно, школа дает определенный объем знаний, но без участия родителей в воспитании духовно богатой личности, эти знания угасают.

Эстетическая и художественная культура являются главными составляющими духовного облика человека. Роль эстетического воспитания для подростков крайне важна, так как эстетическое воспитание способствует развитию творческого потенциала, оказывает разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

Эстетическое воспитание подростков

можно осуществлять как в школьном пространстве, так и в домашних, более свободных условиях. Подросток постепенно будет накапливать знания о художественных явлениях, овладевать ценностными ориентирами, развивать мотивы общения с эстетическими объектами, тем самым формируя положительные эмоционально-психологические установки, способы образного мышления, что приучает детей к самостоятельной деятельности. Именно занятия эстетической направленности помогают ребенку раскрыть себя, а нам – взрослым – понять их.

Как однажды сказал В.В.Путин: «Сейчас модно быть умным». И поэтому сегодня возрастает потребность современного общества в людях креативных, развитых, способных творчески мыслить, решать проблемы и подходить к различным изменениям жизни. Это обусловлено темпом развития общества. Проблема всестороннего развития человека, непрерывного его совершенствования, является основой в становлении социально адаптированной личности. Но, воспитывая ребенка на произведениях искусства, не нужно ждать, что из него обязательно вырастет Левитан. Нужно только лишь не мешать этому.

Список литературы

Асмолов А.В. Психология, искусство и образование. / А.В.Асмолов // Искусство в школе, 1993, №6

Бурова А.И Эстетическое воспитание школьников / А.И.Бурова, Москва, Педагогика, 1974, 301 с.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания. / В.С.Кузин. М.: 1984

Неменский Б.М. Мудрость красоты. / Б.М.Неменский, М.: Просвещение, 1987, 253 с.

Эстетическая культура и эстетическое воспитание; Книга для учителя / Сост. Г.С.Лабковская. – М.: Просвещение, 1983, 304 с

Эстетические чувства, вкусы и идеалы не возникают сами по себе, а целенаправленно формируются с самого раннего детства и совершенствуются практически на протяжении всей жизни человека. Важнейшая роль в этом принадлежит грамотному руководству со стороны взрослых — родителей, воспитателей, учителей.

Значение нравственного воспитания

Опыт показывает, что эстетически неразвитыми остаются те дети, родители которых не задумывались о необходимости показать им прекрасную сторону жизни, не побуждали к участию в творческой жизни общества и не научили испытывать удовольствие от этого. Умение воспринимать прекрасное в быту, природе и произведениях искусства обогащает личность духовно, развивает его эмоциональную сферу, побуждает к общению с окружающими, к собственной творческой деятельности.

Перед культурно-нравственным воспитанием стоят следующие задачи:

  1. Слово «эстетика» произошло от греческого «чувственный». Следовательно, основной задачей такого воспитания является обучение детей и подростков чувственному восприятию действительности. Взрослые должны научить их видеть прекрасное во всех проявлениях жизни — в произведениях искусства, быту, труде, отношениях между людьми и природных явлениях.
  2. Воспринимая мир таким, каков он есть, ребёнок должен не только восхищаться, но и испытывать негативные чувства: огорчаться, злиться, негодовать. Задача взрослых заключается в том, чтобы дать ему правильные критерии эстетической оценки различных проявлений действительности.
  3. Общеизвестно, что эстетические вкусы людей разнообразны и зачастую противоположны. Одно и то же произведение искусства может кого-то восхитить, а у кого-то вызвать отвращение. У детей надо сформировать собственное отношение к искусству и научить их объяснять свои чувства и эмоции, соотносить с другими точками зрения на то или иное произведение или явление общественной жизни.
  4. Формирование желания активно участвовать в создании эстетической действительности: привить детям потребность художественно преобразовывать окружающее, стремиться к культурному и духовному самообогащению.

Решение этих задач неразрывно связано с задачами нравственного, умственного, физического и трудового воспитания.

Работа с детьми дошкольного возраста

Неоспоримо то, что школа чувственного восприятия мира начинается в семье. Уже на первом году жизни малыша родители покупают ему красивые вещи, игрушки, посуду, оборудуют детскую. Но чаще всего они это делают для себя, а не для ребёнка. Родителям следует использовать доступные для конкретного возраста малыша средства и методы. Например:

  • чаще показывать и озвучивать своё эмоциональное отношение к окружающему;
  • предлагать поучаствовать в созерцании красивого цветка, картинки, прислушаться к музыкальным звукам;
  • чаще одобрять его первоначальные попытки в рисовании, пении, чтении стихов;
  • обогащать речь оценочными словами «красиво (некрасиво)», «хороший (плохой) поступок»;
  • развивать сенсорику ребёнка, то есть его чувственную сферу — умение слышать и слушать, смотреть и видеть, ощущать особенности вещей и явлений;
  • формировать первоначальные навыки художественной деятельности ребёнка, то есть организовывать дома обучение рисованию, конструированию, движениям под музыку, действиям с детскими музыкальными игрушками.

Планируя отдать ребёнка в детский сад в 3−4 года, родителям не стоит рассчитывать на то, что «его там всему научат». Основы художественно-нравственного отношения к окружающему закладываются именно в раннем дошкольном возрасте, то есть до 3 лет. Поначалу ребёнок копирует поведение и эмоции родителей, но постепенно формируется его сознательное чувственно-оценочное отношение к ближайшим объектам и поступкам людей.

Образовательные учреждения

Любое направление воспитательной работы с детьми в ДОУ обязательно включает в себя их индивидуальное и коллективное культурное просвещение, формирование эмоционального и действенного эстетического отношения к окружающему.

Воспитатель выявляет и развивает у детей музыкально-художественные способности на специальных коллективных и индивидуальных занятиях. Их тематика тщательно планируется на весь учебный год с учётом возраста детей, предстоящих культурных событий в регионе, стране и мире. Формы и методы просвещения и обучения малышей на занятиях носят преимущественно действенно-игровой характер. Игровая деятельность зачастую перерастает в художественно-театральную.

Большим стимулом к участию в художественной деятельности для ребёнка служит эмоциональное одобрение со стороны окружающих и поощрение не только подарком, но и участием в выставке поделок, концертах для родителей и т. д.

С учётом национальных и региональных особенностей организуется взаимодействие коллектива детского сада с местными культурно-просветительскими учреждениями — библиотеками, домами культуры и творчества, музеями, парками, спортивными, музыкальными, художественными школами.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста успешно осуществляется на экскурсиях и выставках. На встречах с местными художниками, писателями, спортсменами, музыкантами дети знакомятся с творчеством собственного народа и других народов мира. И младшие, и старшие дошкольники привлекаются к участию в праздничных мероприятиях как в ДОУ, так и вне его стен (концерт в местном доме культуры или парке). В результате педагоги решают задачи развития у дошкольников художественно-эстетического вкуса, формирования чувства сопричастности к культурной жизни своего народа и эстетики общественного поведения.

Работа с семьёй — другое важное направление работы детского сада. Воспитатель на родительском собрании знакомит родителей с задачами эстетического воспитания дошкольников, с формами, методами и приёмами этой работы. Воспитатель должен хорошо знать, каков культурно-эстетический потенциал каждой семьи (например, есть ли среди родителей его воспитанников работники культуры и просвещения, кто из членов семьи увлекается народными промыслами, музыкальным или иным творчеством, имеются ли семьи с низким социально-педагогическим уровнем и др.).

Ответы на эти вопросы можно получить в процессе устного собеседования с родителями или анкетированием. Цель таких бесед — привлечение родителей и других членов семьи к участию в воспитании детей в ДОУ или оказание психолого-педагогической помощи родителям и детям из неблагополучных семей. Недостатки эстетического воспитания в семье должен компенсировать правильный подход в детском саду.

Формирование эстетических понятий у школьников

К поступлению ребёнка в начальную школу происходят существенные изменения в деятельности его мозга: процесс восприятия информации происходит более точно, ребёнок становится чувствительнее к внешним воздействиям.

Учитель начальной школы, соблюдая принцип преемственности в воспитании и обучении детей, продолжает их воспитание различными средствами искусства, развивает личностные возможности образно-художественного восприятия действительности. Задачи воспитания и развития личности школьников включаются в содержание буквально всех занятий, классных часов, внутришкольных и внешкольных мероприятий. На родительских собраниях и индивидуальных консультациях школьный психолог (или социальный педагог, учитель музыки, рисования, физкультуры) может дать конкретные рекомендации родителям по развитию способностей учащегося.

Важной стороной работы с детьми младшего и среднего школьного возраста является их обучение вдумчивому и критическому отношению как к произведениям искусства, так и к происходящим процессам в социуме. В беседах по произведениям искусства различных жанров учитель:

  • формирует правильное отношение к отображённым событиям;
  • раскрывает нравственно-эстетическую сущность характеров героев произведения, их взаимоотношений и поступков;
  • учит давать им обоснованную оценку, отстаивать собственную точку зрения;
  • учит уважать чужое мнение, прислушиваться к нему.

Педагогика подросткового возраста предполагает более активное включение детей во внешкольную общественную жизнь, где формируются как эстетика гражданского поведения, так и социально значимые привычки (учитывание требований коллективной жизни, способность отвечать за свои поступки и слова, готовность прийти на помощь людям и животным).

Родители и учителя, учитывая повышенную потребность подростков в уважении к ним, должны считаться с личными вкусами и культурными потребностями ребёнка. Они должны понимать, что плохой эстетический вкус подростка — это результат плохой работы взрослых по его воспитанию в младшем возрасте. Решение многогранной задачи художественного и нравственного воспитания ребёнка успешно протекает только там, где ему уделяется много времени и внимания со стороны взрослых.

Не насмешка, не ирония, а терпеливое воспитание умения анализировать, сравнивать собственные и чужие чувства и переживания по поводу тех или иных культурных явлений и событий постепенно приведут воспитанника к зрелым размышлениям и понятию об истинных эстетических идеалах.

Значение библиотек

Библиотеки — школьные и муниципальные — являются центрами культурно-просветительной работы с детьми и взрослыми. Правильно организованная работа библиотеки формирует у людей активное гражданское отношение к жизни.

Тематика и формы мероприятий в библиотеке разнообразны — от индивидуальных бесед с детьми до грандиозных праздников по поводу значимых социально-культурных событий: литературно-художественные выставки, презентации новинок литературы, театрализованные зрелища, встречи с деятелями культуры, акции, конкурсы, дискуссии, фольклорные посиделки и т. д. Систематические обзоры периодической печати помогают учащимся правильно проанализировать и оценить процессы, происходящие в обществе.

В задачи библиотечного работника входит в доступной для детей форме дать определение понятиям прекрасного и безобразного, уродливого, возвышенного и низменного, отвратительного, комического и трагического не только в искусстве, но и в личной и общественной жизни. В результате чувства детей и подростков получают определённое направление, обогащаются знаниями, подвергаются самооценке и сознательной коррекции.

Библиотеки являются авторитетными участниками педагогических совещаний и конференций на темы художественного просвещения, нравственного воспитания детей и подростков. Мероприятия по эстетическому воспитанию в библиотеке, при условии тесного взаимодействия с педагогами и родителями, способствуют формированию потребности у детей в эстетическом самообразовании и самовоспитании. Библиотека — это своего рода школа эстетического воспитания взрослого и детского населения.

Педагогическое воздействие на личность человека с целью научить его видеть красоту окружающего мира называется эстетическим воспитанием. Воспитательный потенциал произведений искусства и природы громаден, но положительное воздействие на личность человека зависит от того, насколько он эстетически развит. Именно поэтому так важно заниматься эстетическим воспитанием детей и подростков.