Изготовление мини-трактора из мотоблока своими руками

Для обработки участков земли с небольшой площадью оптимально использование малогабаритных тракторов. Стоимость заводских изделий достаточно высока, поэтому многие сельские жители создают самодельный минитрактор из мотоблока. За счет применения коробок передач с несколькими скоростями удается расширить тяговый диапазон и вести обработку почвы сельскохозяйственными орудиями с увеличенной рабочей зоной.

Выбор мотоблока под минитрактор

Перед тем как сделать минитрактор с мотоблока, требуется выбрать исходную модель. При подборе следует учитывать ряд параметров:

  • мощность и число тактов двигателя;
  • тип двигателя (дизельный или бензиновый);
  • вес исходного изделия;
  • размеры штатного плуга;
  • стоимость;
  • место производства, поскольку для ряда импортных изделий возможны перебои с поставками запчастей.

Для переделки под тракторы применяются изделия отечественного, китайского и белорусского производств.

Китайские

Китайские мотоблоки представляют собой копии российских изделий. В качестве силовых установок применяются двигатели собственной разработки и производства, которые несколько отличаются от российских узлов. Преимуществом моделей является цена, которую снижают за счет упрощения конструкции и экономии на материалах. Из-за этого имелись нарекания к качеству изделий, но последние модели во многом лишены такого недостатка. Улучшение качества изготовления и сборки стало причиной роста популярности китайских изделий.

Функции, параметры двигателей и весовые характеристики китайской техники мало отличаются от российских аналогов. К числу распространенных марок можно отнести продукцию под брендами Зубр, Кентавр, Аврора.

Российские

Мотоблоки производства российских заводов относятся к числу более популярных моделей. Соответственно, они чаще используются и в качестве исходной базы для постройки самодельных тракторов. Особенностью конструкции является ременное сцепление в трансмиссии и система привода навесного оборудования от отдельного шкива (сенокосилок или почвенных фрез).

В качестве силовых агрегатов часто используются импортные двигатели (например, Lifan), идентичные применяемым на китайской технике. За счет этого решения удалось снизить стоимость изделий и улучшить ряд характеристик. Двигатели обладают малым объемом и гибкой характеристикой мощности и крутящего момента. При этом обеспечен большой ресурс и хорошая топливная экономичность.

Кроме изделий российского производства на рынке встречаются мотоблоки, собранные на Минском тракторном заводе (МТЗ). По своим характеристикам они не уступают российским аналогам. На технике используются силовые агрегаты Honda или Weima, развивающие до 13 л.с. Конструктивной особенностью является использование многодискового «мокрого» сцепления мотоциклетного типа и дифференциала. Для привода дополнительных агрегатов применяется вал со шлицами.

Особенности конструкций

Переоборудование мотоблока в минитрактор не требует от владельца оформления технической документации и регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. Общей чертой для самодельных конструкций является рама, на которой жестко установлен силовой агрегат, задний мост и узлы управления. При сборке трактора используются готовые узлы от серийных автомобилей и тракторов.

Для желающих сэкономить время выпускаются готовые комплекты для переделки мотоблока в минитрактор.

Примером может служить комплект для переоборудования техники Crosser со средней стоимостью от 60 тыс. рублей.

Встречаются более доступные комплекты, которые изготавливаются мелкими мастерскими. В состав наборов входит рама, приводы и механизм тормоза, крылья, а также сиденье и рулевая трапеция. Стоимость комплекта находится в пределах 16-18 тыс. рублей. Плюсом такого набора является универсальность — покупатель дорабатывает его под имеющийся в наличии мотоблок в соответствии со своими предпочтениями.

В качестве силовых агрегатов стандартно используются четырехтактные карбюраторные двигатели с объемом цилиндра до 250 см³ и развивающие до 10-13 л.с. Реже встречаются дизели с близкими характеристиками. Коробки передач имеют до четырех скоростей и связаны с ведущими колесами ременной передачей. В приводе колес применяются шестеренчатые или цепные редукторы. В штатных трансмиссиях часто отсутствует дифференциал.

Устанавливаемая на минитрактор дополнительная пара колес может использоваться для управления направлением движения. Теоретически ее можно оснастить приводом, но схема трансмиссии усложнится. Для реализации полного привода требуется применение шарниров равных угловых скоростей на управляемых колесах и дифференциала. В противном случае полный привод будет ухудшать проходимость и снизит надежность трансмиссии.

В зависимости от предназначения минитрактора выбирается схема рамы. Если трактор используется для пропашных или иных сельскохозяйственных работ, то оптимальной станет замкнутая прямоугольная рама из стального профиля. Рама должна иметь достаточную прочность и выдерживать вес механизмов трактора, а также нагрузки, возникающие в процессе работы.

Если минитрактор предполагается использовать как средство транспортировки, то рекомендуется применение ломаной рамы, состоящей из двух частей. Элементы рамы соединены между собой шарнирным соединением. Сложностью создания такой конструкции становится трансмиссия. Для передачи крутящего момента на ведущие колеса придется использовать карданный вал или размещать двигатель вместе с ведущими колесами на одной части рамы. Второй вариант проще, но не обеспечивает равномерной загрузки колес трактора.

Возможна установка поперечин для задней навески вспомогательного сельскохозяйственного оборудования. Для буксировки прицепов применяются готовые адаптеры или самодельные узлы, созданные с учетом особенностей прицепа.

Минитрактор из мотоблока Кентавр

Наиболее надежными и практичными самодельными тракторами являются конструкции, созданные на базе профессиональных или полупрофессиональных мотоблоков. Изделия имеют высокую стоимость, которая окупается ресурсом и многофункциональностью.

Преимуществом трактора на базе мотоблока Кентавра является дизельный двигатель с мощностью до 9 л.с. Двигатель устанавливается в передней части самодельной рамы. Рама собирается из обрезков швеллера или уголков. Для передачи крутящего момента на задние ведущие колеса используется ременная или шестеренчатая передача. Вращающиеся элементы кинематической цепи следует закрыть защитными кожухами, которые предотвратят затягивание одежды оператора в процессе эксплуатации.

Поскольку дизельный двигатель обладает большим весом, то следует обратить внимание на развесовку трактора. При необходимости буксировки прицепов рекомендуется увеличить нагрузку на задние ведущие колеса. Передний мост не оснащается подвеской и выполняется поворотным. Для механизма управления применяются редукторы от легковых автомобилей. При эксплуатации с полной загрузкой мост должен иметь надежный контакт с дорогой, иначе трактор будет неуправляемым.

Тормозные механизмы колодочного или ленточного типа с механическим приводом размещены на выходном валу двигателя или на ведущих полуосях. Рабочее место оператора рекомендуется оснастить мягким сидением с системой регулируемой амортизации (от тракторов или грузовых автомобилей). Такое решение улучшит условия работы водителя, поскольку самодельный трактор лишен подвески.

Минтрактор из мотоблока Зубр

Китайские мотоблоки Зубр оснащаются бензиновыми и дизельными двигателями различной мощности. Для постройки трактора рекомендуются дизельные тяжелые мотоблоки, которые оснащены системой жидкостного охлаждения. За счет этого трактор сможет работать длительное время в условиях повышенных температур окружающего воздуха.

Чтобы сделать трактор из мотоблока своими руками, потребуется сделать раму из стального уголка 50 мм. На передней части рамы расположены поперечины для установки двигателя. Рама дополнительно усилена поперечинами и укосинами, которые повышают жесткость на кручение.

Двигатель жестко закреплен на раме, поэтому возможно появление усталостных трещин под точками установки. Момент от двигателя передается парой ремней на расположенную над задней осью коробку передач. Зона работы ремней закрыта металлическим щитком (для защиты левой ноги оператора) и поперечиной (для защиты руки от травм).

Рулевой редуктор от «классических» моделей ВАЗ устанавливается на кронштейне рядом с педальным узлом. Для механизма поворота используются серийные детали рулевых механизмов отечественных и импортных автомобилей.

Для остановки применяются механические ленточные тормоза. Барабаны выполняются из стальных цилиндрических заготовок (например, старых баллонов для газа). Установка рычагов и педалей делается на втулках, размещенных на раме. Приводы тормозов регулируются по длине для компенсации износа колодок и изменения интенсивности торможения.

Минтрактор из мотоблока Агро

При постройке трактора на базе Агро необходимо учитывать малую прочность штатной оси на излом. Отмечены случаи поломки осей при эксплуатации мотоблока без дополнительного веса, а при повышенной нагрузке риск разрушения узла возрастает. Для снижения риска поломки применяются модернизированные колесные редукторы (от автомобилей УАЗ или ЛуАЗ). При установке редукторов возможно изменение передаточного отношения, что позволяет увеличить тяговый диапазон.

Перед тем как сделать самодельный трактор, необходимо определиться с местом расположения двигателя: спереди или сзади.

Процесс постройки выглядит следующим образом:

  1. Изготовить раму и переднюю ось из металлических профилей по чертежам.
  2. Закрепить на заготовке передней оси ступицы колес. Ступицы оснащаются тормозами с механическим или гидравлическим приводом.
  3. Смонтировать ось. Если применяется составная рама, то ось крепится жестко к передней половине. Для поворота отклоняется вся часть рамы.
  4. Установить на раму рулевой редуктор и соединить его рулевой тягой с поворотными кулаками.
  5. Смонтировать рулевую колонку и проверить работу управления.
  6. Разместить на штатном месте заднюю ось. Она крепится к раме при помощи двух обойм с подшипниками. На оси имеется шкив для передачи крутящего момента от двигателя.
  7. Смонтировать на штатное место двигатель и колеса.
  8. Разместить в соответствии с чертежами сидение оператора и педальный узел.
  9. Отрегулировать работу узлов трактора.

Минтрактор из мотоблока Нева

Техника под маркой Нева оснащается рядом двигателей, развивающих 5,5-10 л.с. Двигатели комплектуются коробками передач с двумя или четырьмя передачами (плюс реверс). Привод колес выполняется от редуктора комбинированной схемы (шестерни и цепь). Для самодельного трактора из мотоблока «Нева» предпочтительнее использовать модели с мощным двигателем.

В схеме конструкции мотоблоков Нева имеется штатная сцепка, которая предназначена для навески плуга, бороны и других сельскохозяйственных устройств. Сцепное устройство переносится на самодельный трактор без изменений. Постройка тракторов на базе «Невы» выполняется по чертежам, которые публиковались в периодических изданиях.

Среди конструкций, созданных своими руками, имеется схема, основанная на заимствованной передней подвеске и рулевой рейке от малолитражного автомобиля Ока. Для изготовления заднего моста применяется узел от Нивы.

Минтрактор из мотоблока МТЗ

При постройке трактора на базе мотоблока МТЗ используется мощная рама из стального профиля квадратного сечения. Колеса и двигатель закрываются самодельными капотами из стального листа. Пол кабины рекомендуется покрыть резиновым листом, который предохранит металл от повреждений и преждевременной коррозии. Особенностью конструкций тракторов на базе техники МТЗ является возможность обратного переоборудования.

В схеме тяжелого самодельного трактора используется гидравлический привод вспомогательных механизмов (плуга или отвала). Гидравлика постоянно работает от шестеренчатого насоса, который приводится отдельным ремнем от шкива, расположенного на удлиненном выходном валу редуктора. Управление гидроприводом выполняется через золотниковый распределитель. Возможно использование в рулевом управлении гидравлического цилиндра, который облегчает вращение руля.

Размеры и мощность двигателя позволяют установить автомобильный генератор, который будет работать совместно с аккумуляторной батареей. В этом случае трактор оснащается внешней светотехникой (фары, указатели поворота, габариты), и можно эксплуатировать его в темное время суток.

Минитрактор из мотоблока Каскад

Тракторы-самоделки на базе Каскада конструктивно мало отличаются от остальных. Двигатель размещается в передней части рамы и приводит во вращение колеса заднего моста. В конструкции заднего моста могут использоваться редуктор и укороченные чулки от моста заднеприводных моделей ВАЗ или Москвич. В заднем мосту сохраняется штатная главная пара и дифференциал. За счет укорачивания чулка колея снижается до необходимых параметров. На чулках устанавливаются стандартные ступицы и колесные диски с шинами от указанных автомобилей.

Для управления трактором из мотокультиватора Каскад применяется поворотная передняя балка, построенная на основе крестовин автобуса ПАЗ. Поворотные ступицы и рулевой редуктор взяты от автомобилей ВАЗ.

Двигатель передает крутящий момент через ременную передачу на четырехскоростную коробку скоростей, позаимствованную от «жигулей» (возможно использование коробок от «москвича»). Коробка связана с задним мостом коротким карданным валом. Недостатком такой схемы являются увеличенный вес и низкая проходимость трактора по размокшему грунту.

Минитрактор из мотоблока Ока

Техника под маркой «Ока» оснащается двухскоростными реверсивными коробками передач и редукторами с цепной схемой передачи момента. Отдача двигателей достигает 9 л.с. Самодельные минитрактора из мотоблока «Ока» могут оснащаться рамой из двух частей и системой полного привода 4х4. Двигатель располагается на передней части рамы и закрывается сверху штатным капотом. Половины рамы соединяются карданным шарниром от грузового автомобиля.

На задней части рамы установлена раздаточная коробка. Привод переднего и заднего моста выполняется карданными валами, которые приводят во вращение стандартные цепные редукторы.

Минитрактор из мотоблока Салют

Изделия под маркой Салют оснащаются двигателями марок Briggs&Stratton, Kohler Courage, Honda и другими. Мощность установок составляет 6-7,5 л.с. Агрегаты оснащаются механической двухскоростной коробкой с реверсом и дополнительной понижающей передачей. Крутящий момент передается клиноременной передачей на механический редуктор, связанный с ведущими полуосями. В кинематической схеме применяются два ремня, что снижает риск проскальзывания под нагрузкой, увеличивает срок службы и передаваемый крутящий момент.

Благодаря особенностям трансмиссии Салюты часто применяются в качестве исходных материалов для постройки тракторов с приводом на два или четыре колеса. Перед тем как переделать мотоблок в минитрактор своими руками, владелец может приобрести готовый комплект деталей для переоборудования.

При модернизации Салюта в минитрактор рекомендуется:

  • расширить колею передней оси до 2019 мм (для улучшения устойчивости);
  • увеличить колею задней базовой оси путем установки самодельных или фабричных полуосей;
  • в качестве ведущих колес использовать штатные покрышки.

На что обратить внимание при переделке

При создании минитрактора следует выбирать мотоблоки с весом конструкции не менее 100 кг. В этом случае удастся создать полноценное четырехколесное транспортное средство. Рекомендуется расширять колею колес, поскольку техника имеет высоко расположенный центр тяжести и может легко опрокидываться. Особенно это касается полноприводного минитрактора с двигателем от моблока.

Сильно увеличивать колесную базу не следует, поскольку возникнут проблемы с геометрической проходимостью и передачей крутящего момента. Использование ремней с большой длиной нежелательно, поскольку они легко соскакивают со шкивов.

Для самостоятельного выполнения работ потребуются различный инструмент и сварочное оборудование. При производстве сварочных и монтажных работ необходимо соблюдать правила техники безопасности.

Следует помнить, что единого стандарта при постройке тракторов нет. Каждый автор разрабатывает индивидуальную компоновочную схему, заимствуя решения из аналогичных конструкций.

АгрономWiki

Выращиваем с умом

ВНИМАНИЮ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ! ВСЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗМЕЩЕНЫ НА САЙТЕ СТРОГО В ИНФОРМАЦИОННЫХ И УЧЕБНЫХ ЦЕЛЯХ!
ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО РАЗМЕЩЕНИЕ КАКОГО-ЛИБО МАТЕРИАЛА НАРУШАЕТ
ВАШИ АВТОРСКИЕ ПРАВА — ОБЯЗАТЕЛЬНО СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ ЧЕРЕЗ ФОРМУ КОНТАКТОВ И ВАШ МАТЕРИАЛ БУДЕТ УДАЛЁН!

Благодаря механизации работ на приусадебном участке удается рутинные обязанности превратить в приятное занятие. Основную задачу в такой ситуации выполняют всевозможные технические средства, а человеку остается лишь управлять ими. Причем из некоторых сравнительно простых устройств можно самостоятельно изготовить более сложные, например, сделать минитрактор из мотоблока.

Преимущества минитрактора

Среди основных достоинств самодельного технического средства следует в первую очередь отметить более низкую стоимость в сравнении с готовыми аналогами. Кроме того, такой агрегат не потребует много места для хранения. Теперь понятно, почему большинство владельцев приусадебных участков хотят знать, как из мотоблока сделать минитрактор своими руками.

При этом не стоит забывать об экономичности самодельного устройства, ведь ему не требуется много топлива

. Цены на запчасти также имеют довольно привлекательную стоимость, и их несложно приобрести. Если установить на самодельный трактор из мотоблока шины с глубоким протектором, то агрегат получит хорошую проходимость. Не менее важной характеристикой устройства являются и его небольшие габариты.

Чтобы сделать минитрактор своими руками из мотоблока, необходимо обладать некоторым набором знаний и дружить с инструментами.

Перед началом работ по созданию этого технического средства, стоит изучить несколько чертежей и прочитать соответствующую литературу. Агрегаты от различных производителей обладают уникальными техническими характеристиками, что влияет на перечень необходимых работ по модернизации.

Сегодня на рынке можно найти модели, оснащенные адаптерами с сидением. В результате процесс создания самодельного минитрактора из мотоблока окажется еще более простым. Однако если адаптер отсутствует, то изготовить его своими руками будет не так уж и сложно. Многие владельцы приусадебных участков отдают предпочтение агрегатам «Салют», «Нева» и некоторым китайским моделям. Чтобы сделать трактор из мотоблока своими руками, кроме базового устройства потребуются:

  • 2 колеса;
  • лист нержавейки, а также металлические уголки и трубы;
  • cварочный аппарат;
  • дрель;
  • кресло;
  • навесное оборудование.

Рекомендации по выбору мотоблока

К выбору модели исходного технического средства необходимо подойти с максимальной ответственностью. Особое внимание следует уделить несколькими характеристикам:

  • Мощность двигателя — для обработки большого участка земли потребуется более мощный мотоблок.
  • Топливо — желательно остановить выбор на моделях, использующие дизельное топливо. Они более экономичны и отлично подходят для обработки больших земельных участков.
  • Масса — чем ниже этот показатель, тем мотоблоком легче управлять. Однако если агрегат является базой для минитрактора, то предпочтение стоит отдать более массивным моделям.
  • Стоимость — не нужно ориентироваться на дорогие агрегаты, ведь именно для экономии мотоблок и приобретается.

Инструкция по изготовлению агрегата

Определившись с моделью мотоблока, можно приступать к его модернизации. Эта инструкция будет полезной для владельцев агрегатов «Кентавр», «Агро», а также «Зубр».

Создание рамы

Это основной элемент конструкции минитрактора и именно с его изготовления следует начинать. Благодаря удлинению рамы, на нее можно установить дополнительную пару колес, сиденье и рулевое управление. Для изготовления рамы потребуются металлические трубы, швеллер и уголок. Размер сечения заготовок принципиального значения не имеет. Главное, чтобы рама не деформировалась от нагрузок.

Утяжеление всего агрегата пойдет ему на пользу, ведь сцепление с грунтом улучшится. Весь материал необходимо разрезать в соответствии с требуемыми размерами и затем сварить из них прямоугольную конструкцию. Для ее усиления стыки можно дополнительно укрепить посредством болтовых соединений.

Также желательно установить раму на поперечную балку, чтобы увеличить жесткость всей конструкции. Затем остается закрепить на раме подвеску, устройство для работы с навесным оборудованием. Если минитрактор будет использоваться для перемещения грузов, стоит подумать и о фаркопе.

Ходовая часть

Изготовление этого элемента агрегата следует начать с установки передних колес. Для этого потребуются две ступицы с тормозами, которые закрепляются на отрезке металлической трубы. Строго по центру этой оси необходимо просверлить сквозное отверстие. Оно требуется для крепления к поперечному переднему элементу рамы.

Следующим шагом станет установка редуктора, оснащенного червячной передачей. Он должен быть соединен посредством рулевых тяг с передней осью. После этого можно переходить к монтажу рулевой колонки. Задняя ось агрегата устанавливается на подшипники, предварительно впрессованные в стальные втулки. Кроме того, на ней крепится шкив для передачи колесам крутящего момента от силовой установки.

Монтаж двигателя

В большинстве случаев на самодельных минитракторах силовая установка располагается спереди. Для этого к раме привариваются специальные крепления. Переднее расположение двигателя позволит уравновесить навесное оборудование. Передача движения на колеса осуществляется благодаря ременной передаче. Чтобы была возможность хорошо натянуть ремень, следует все элементы крепления сделать регулирующийся. Кроме этого при монтаже силовой установки необходимо особое внимание уделить шкивам, которые должны располагаться соосно друг другу.

Дополнительное оборудование

Когда силовая установка закреплена на раме, остается выполнить лишь несколько шагов. В первую очередь монтируется тормозная система и обязательно проверяется надежность ее работы. После этого следует заняться установкой гидравлики для работы с навесным оборудованием и закрепить сиденье. Для защиты двигателя и других механизмов агрегата, стоит изготовить из тонкого листового металла кожуха. Когда прибор собран, он должен пройти обкатку. Если проблем не возникло, можно проверить его работу под нагрузкой.

Многие начинающие фермеры используют мотоблоки в качестве тракторов, поскольку покупка последнего для небольшого хозяйства никогда себя не оправдает. Поэтому многие интересуются, как сделать его из мотоблока самостоятельно. Мини-трактор из мотоблока своими руками изготовить несложно. Такой агрегат станет надёжным помощником на дачном участке. Тем более его цена будет небольшой.

Назначение мини-трактора

Такое устройство из мотоблока, в зависимости от требований и нужд его владельца, может быть использован в разных направлениях. Например, для перевозки грузов, уборки снега, обработки почвы, посадки картошки и т. п. Но не нужно забывать о том, что его прямое назначение будет зависеть непосредственно от правильности сборки и переделки мотоблока.

При переделке оборудование будет иметь меньшую тяговую силу, поскольку прибавятся ещё дополнительные детали и вес самого управляющего трактором. Также его можно будет использовать как квадроцикл. Его манёвренность будет отличной, но скорость очень маленькой. Некоторые мастера могут переделать мотоблоки в снегоходы, экскаваторы, бульдозеры и другие полезные аппараты. Они будут намного комфортнее и компактнее, чем большое профессиональное оборудование или трактор.

Какой мотоблок выбрать

Покупка мотоблока для переделки может оказаться достаточно сложной задачей, так как необходимо не только выгодно вложить деньги, но и купить довольно мощное оборудование.

Первым моментом, на который следует обратить внимание, является мощность двигателя. Его следует выбирать с учётом размеров участка, который будет обрабатываться. Если площадь от 15 до 55 соток, то следует покупать мотоблок с двигателем от 4 лошадиных сил (лучше взять с запасом). Для 1 гектара огорода отлично подойдут аппараты с 7 лошадиными силами. А большим аграриям с 2−4 гектарами земли следует покупать мотоблок с 8−9 «лошадками».

Но опытные земледельцы рекомендуют приобретать уже заводской трактор, если необходимо обрабатывать более чем 4 гектара земли.

Для переоборудования мотоблока в мини-трактор также необходимо правильно выбрать производителя. Когда продукция выращивается только в личных целях, а не в коммерческих, то рекомендуется покупать отечественные машины (Нева, Зубр, МТЗ). Они хотя и низкого качества, но, с другой стороны, замена деталей не требует больших вложений. Когда аграрии занимаются выращиванием различных культур на продажу, то зачастую останавливаются на немецких производителях, поскольку они качественнее наших. Таким образом, планам по сбору урожая и его продаже не будет ничего мешать.

Необходимо помнить, что и немецкие образцы могут сломаться рано или поздно, как и любая техника. И к иностранным мотоблокам найти запчасти сложнее, и стоить они будут дороже, чем отечественные.

Необходимо взять во внимание и комплектацию агрегата. Такой пункт является очень важным, поскольку от этого зависят разновидности выполняемых работ в хозяйстве и возможность установки дополнительных приспособлений.

Большое количество моделей мотоблоков идёт с дополнительными «гаджетами» в комплекте, цена которых может иногда превышать стоимость самого мотоблока. В таком случае необходимо приобретать машину помощнее, если не нужны дополнительные детали слабого мотоблока. Так можно сэкономить деньги.

Функциональность при выборе тоже имеет значение. Для комфортной работы рекомендуется покупать мотоблоки с функциями регулировки руля (она является обязательной, поскольку требуется подгонять высоту под управляющего), аварийной остановки машины, электростартера и т. п.

Также следует учесть и другие показатели. Например, диаметр колёс и расстояние между ними, форма аппарата и другое. Для максимальной устойчивости самоделки расстояние между её колёсами должно быть максимально большое. Таким образом, он будет иметь также большую манёвренность. В противном случае агрегат при повороте может перевернуться.

Важным является и диаметр колёс. Если в регионе наблюдаются глинистые грунты и влажный климат, лучше выбирать колёса с большим диаметром. Когда грунт в меру сухой и сыпучий, то можно выбирать среднюю величину. Форма мотоблока для переделки должна быть желательно квадратной, нежели вытянутой. Это позволит без проблем прикрепить его к основе и задней части будущей конструкции.

Для создания самодельного трактора с двигателем от мотоблока необходимо покупать качественный аппарат. Культиватор для этих целей не подойдёт, поскольку будет выполнять лишь несколько функций.

Лучшие производители

Кроме общих технических характеристик, также следует обратить внимание на производителя мотоблока. В наше время на рынке есть несколько заводов:

  • МТЗ;
  • Кентавр;
  • Нева;
  • Агро;
  • Зубр;
  • Зирка.

Важно и то, что эти производители сразу продают готовые комплекты для переделки их в трактор на базе мотоблока.

Среди моделей только мотоблок Агро имеет существенные недостатки перед остальными. У таких мотоблоков нет достаточного угла изгиба. Это приводит к большой нагрузке на узлы трактора. Поэтому при покупке подобной модели необходимо будет усилить его с помощью установки дополнительных редукторов.

Все модели таких производителей отлично зарекомендовали себя в работе. Тем более, если случилась поломка аппарата, то запчасти можно легко найти в магазине.

Необходимые материалы

Кроме покупки мотоблока для переделки его в трактор, необходимо ещё и обзавестись другими дополнительными деталями, без которых создание такого агрегата не является возможным.

Требуется приобрести комплект запчастей, состоящий из таких элементов:

  • лонжероны (рама для двигателя с креплениями);
  • сиденье для управляющего;
  • подножки;
  • тяги для рулевого управления;
  • рычаги для включения и блокировки осей;
  • балка со ступицами и тормозными дисками.

Такой комплект запчастей обойдётся в 300−350 долларов, но он себя окупит со временем и денег таких стоит. Все детали должны быть произведены из металла отличного качества. Приобретение подобного комплекта решает все проблемы, которые могли бы возникнуть при самостоятельной сборке некоторых элементов, требующих ювелирной работы.

Если такой вариант не по карману будущему владельцу мини-трактора, то возможно сделать раму и сиденья своими руками, а остальные детали закупить в магазине.

Для изготовления рамы понадобится металлический профиль, сиденья и набор дополнительных расходных материалов.

С другой стороны, сделать всё самостоятельно не выйдет, так как для этого понадобятся детали, которые есть только в другом агрегате, и их придётся все равно снимать для установки на мини-трактор.

Инструменты для работы

Для сборки мини-трактора своими руками с двигателем от мотоблока понадобятся инструменты, которые есть практически в любом хозяйстве, где обрабатываются большие участки земли. А в том случае, если чего-то и нет, можно приобрести это в строительном магазине.

Основные инструменты для сборки:

  • сварка;
  • набор ключей;
  • болгарка;
  • дрель;
  • плоскогубцы;
  • перчатки;
  • молоток.

Список не исчерпывающий по той причине, что в отдельных случаях могут понадобиться и дополнительные инструменты, в зависимости от предпочтений мастера. К примеру, если есть желание оббить каркас каким-либо материалом, то может понадобиться степлер, кроме самого материала, разумеется.

К слову, первый трактор хотел создать ещё Леонардо да Винчи. Такое строение на то время требовало больших знаний в механике и физике.

Пошаговая инструкция по сборке

Многие, кто интересовался вопросом, как сделать трактор из мотоблока, также искали информацию о подробных чертежах и инструкциях. Если следовать указанным в инструкции этапам пошагово, то в переделке мотоблока нет ничего сложного даже для начинающего мастера. И для начала нужно разобраться с тем, как сделать раму и коробку к мототрактору.

Рама и кузов

Перед началом производства необходимо подготовить хороший чертёж, который будет составлен согласно всем общепринятым нормам, а также будет правильным и логичным. То есть не нужно просто нарисовать что-то красивое. Требуется сделать правильные расчёты, которые смогут показать и предугадать, будет ли техника устойчивой. Она должна выполнять все нужные требования в хозяйстве.

Когда необходимые навыки и опыт есть, можно приступать к изготовлению чертежа. В противном случае нужно пригласить знакомых, которые смогут нарисовать схему, но они должны уметь хорошо делать чертежи.

После того как чертёж будет готов, необходимо переходить к изготовлению рамы и кузова. Из заранее приготовленных стальных профильных труб необходимо сварить раму, которая будет отлично выдерживать дополнительную нагрузку. Для соединения углов рамы используются болты. Отверстия для болтов, соответственно, делаются дрелью. После этого рама сваривается вместе.

Самым популярным и долговечным материалом для создания кузова считается нержавейка. При этом высота бортов должна составлять 30 см. Когда такой аппарат делается для небольшого участка, где нет особо много места, то можно сделать мотокультиватор с ломающейся рамой. Это будет идеальным вариантом.

Рулевой механизм и сиденье

Сиденье можно сделать из разнообразных материалов, но самый простой вариант — это использовать готовое автомобильное кресло.

Потом также необходимо установить руль. Прежде всего необходимо прикрепить шарнирный узел. В этом случае при повороте будет поворачивать именно узел, соединяющий конструкцию, а не колёса. Высоту руля при установке необходимо отрегулировать под себя.

Колёса аппарата

Если есть желание немного сэкономить на конструкции, можно использовать колёса от «Жигулей». Но они для этого идеально не подходят, так как могут мешать при работе на поле. Самый ходовой диаметр колёс при создании подобных машин — от 11 до 14 дюймов.

Если колёса меньше минимальных показателей, то агрегат будет тонуть во влажном грунте, а если больше, то управление будет очень сложным. К тому же покрышки должны быть специально подогнаны под колёса для мотоблока.

Крепление для мототрактора необходимо сделать из нержавеющей трубы. Такой агрегат прослужит долгие годы, поскольку труба не будет ржаветь. Но если бюджет на сооружение мототрактора немного выше и хочется сэкономить время, то можно купить готовое крепление в магазине. Сцепка должна находиться в районе рулевой стойки.

Создание прицепа-адаптера

Прицеп-адаптер — это дополнительный «гаджет» для мотоблока, который может сниматься с общей конструкции. Он позволяет проводить различные работы по хозяйству. Такой аппарат по праву можно считать мини-трактором.

Для его создания сначала нужно сделать раму с одной осью. Можно использовать детали от мотоцикла с коляской. Ось создаётся из профиля 40х40х2. Её необходимо обрезать и установить колёсные втулки. После этого проверить их корректную работу и местонахождение. Впоследствии такую ось прикрепляют к мотоблоку и вымеряют длину трубы.

Важно также правильно изготовить крепление для сидения. Этот элемент зависит от выбранной конструкции мототрактора.

Для того чтобы усилить адаптер, необходимо приварить трубы 30х30 миллиметров. Они усилят раму и сделают конструкцию намного надёжнее. На оси мотоблока следует также приварить подножки из толстых листов металла.

Как оказалось, сделать мини-трактор самостоятельно из мотоблока несложно, главное — желание, а также немного опыта работы со сваркой и хорошая фантазия.