Методики воспитания детей от 0 до 3 лет

Думаю, перед многими мамами и папами вставал вопрос о том, когда лучше начинать воспитание своего ребёнка. Каждый любящий родитель пытается дать своему малышу максимальное количество своей любви, ласки и заботы. И, конечно же, мечтает о том, чтобы его дитя в будущем стало хорошим человеком. Все знают, что становление личности начинается с воспитания. А когда надо начинать воспитывать ребёнка? И что из себя вообще должно представлять это воспитание?

Волшебная таблетка

Кто из нас не мечтал в детстве о волшебной таблетке для осуществления какой-нибудь мечты? Это же так здорово – съел таблетку, и все возможные знания у тебя в голове. Или, например, научился на скрипке играть. Ну, либо просто стал хорошим человеком. Только вот в реальной жизни не всё так просто. Для того, чтобы измениться в лучшую сторону, нужно долго и упорно работать над собой.

А причём здесь мы? Разговор ведь о воспитании детей, не так ли?
Почему-то некоторые родители считают, что ребёнок родился, растёт, времени ещё много до того момента, как он придёт и скажет: «Мама, папа, я теперь взрослый.» А это значит, что с воспитанием можно не торопиться, успеется. Или же думают, что однажды случится чудо и их чадо вдруг станет замечательным человеком и вообще уникальной личностью. Только и здесь нужно поработать. Через все преодолимые и непреодолимые преграды перелезать, пубертатные периоды переживать и работать, работать. Ведь если вы хотите, чтобы ваш чудесный малыш стал не менее замечательным человеком, знайте, что ваш вклад в это преображение должен быть огромным. И начинать нужно как можно раньше.

Воспитание ребёнка до года

Что вообще представляет из себя воспитание маленького человечка? Здесь речь идёт не столько о самой дисциплине, сколько о закладке необходимой для развития малыша базы. Когда ребёнок правильно и своевременно развивается, у него здоровая психика, а это значит, что и воспитание с первых дней происходит естественным образом.

В первый год жизни родители ходят на приём к педиатру каждый месяц, чтобы оценить то, как развивается их малыш. И врач помимо всего прочего оценивает нервно-психическое развитие ребёнка. Каждый месяц у малыша должны появляться новые навыки, которые помогают определить его нормальное развитие. Когда выявляют отсутствие или же отставание в появлении навыков, рекомендуют родителям уделить более пристальное внимание развитию их чада.
Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в будущем, нужно начинать с самого рождения.

Воспитание новорождённого. С чего начать?

Есть несколько правил, которых нужно придерживаться, чтобы заложить основы правильного воспитания ребёнка.

  1. Позитивно относиться к новой жизненной роли. Теперь вы родители. И только тогда, когда вы с удовольствием будете выполняться свои родительские обязанности, в вашей семье будет царить радостная атмосфера тепла и спокойствия, что очень важно для формирования здоровой психики малыша.
  2. Учиться понимать, что нужно ребёнку. В самом начале это будет сложно. Разговаривать малыш не может, а его плач пока не имеет тех оттенков, которые мама будет различать уже спустя какое-то время. Важно реагировать на плач ребёнка, ведь это его способ показать, что ему что-то нужно. Со временем вы научитесь быстро определять, чего именно он хочет.
  3. Создавать прочную связь с малышом. Это, пожалуй, самое главное правило. Связь малыша с мамой начинает формироваться с первых минут его жизни, когда он получает первые капли ценного молозива из материнской груди. И для того, чтобы ребёнок развивался, рос здоровым и чувствовал себя комфортно, необходимо поддерживать эту связь.

Как сформировать связь с малышом?

Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо. И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?

  • Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
  • Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
  • Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
  • Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
  • Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
  • Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны. На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.

Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.

Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.

Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.

И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.

Гигиена, массаж и гимнастика. Роль в воспитании детей от 0 до 3 лет

Всем нам известно, как важны для здоровья гигиенические процедуры. Грязь на теле может привести к возникновению заболеваний, а этого мало кто хочет. Поэтому с детства родители нас приучают к тому, чтобы мы следили за чистотой собственного тела. Изначально за гигиеной следят родители, потом они помогают детям помыться или, например, зубы почистить. А уже после ребёнок привыкает самостоятельно приводить себя в порядок.

Когда мама следит за чистотой своего малыша, подмывая его, она выполняет сразу несколько задач, которые представлены ниже:

  • Профилактика заболеваний, которые могут возникнуть из-за загрязнения кожи малыша. Как известно, в тепле бактерии быстро размножаются, а кал помимо всего прочего – отличная среда для их жизнедеятельности.
  • Профилактика опрелостей. Кожа новорождённого очень нежная. Памперс, когда он наполнен, не даёт ей дышать и оказывает термический эффект. При недостаточно частой смене памперсов могут возникать опрелости, и в некоторых случаях к ним даже присоединяются бактерии или грибки. Говорят, что опрелости характеризуют ответственность мамы, но порой, даже при тщательном соблюдении всех правил гигиены новорождённого, они могут возникнуть. Но это не значит, что профилактику проводить не нужно.
  • Контакт матери и ребёнка. Нежные прикосновения мамы действуют успокаивающе на малыша.
  • Формирование будущей привычки. Проводя регулярно гигиенические процедуры, мама изначально приучает ребёнка к чистоте. Малыш привыкает к наличию таких процедур в его жизни. Подрастая, он уже хочет самостоятельно в них поучаствовать. А уже во взрослом состоянии это будет его образом жизни.

К тому же вода благоприятно сказывается на нервно-психическом развитии малыша. Купание детей рекомендуют проводить именно в вечернее время
перед сном, потому что оно расслабляет и успокаивает.

Массаж и гимнастика также полезны для здоровья малыша.

  • Во-первых, они оказывают воздействие на костно-мышечный аппарат, способствуя нормальному развитию костей и поддержанию мышц в тонусе.
  • Во-вторых, улучшают кровообращение, а это приводит к более качественному снабжению органов и тканей кислородом.
  • В-третьих, они, при регулярном проведении, становятся частью режима дня ребёнка.

Поговорим о режиме дня

Раньше к режиму относились со всей ответственностью. Был режим кормления младенцев – строго по часам. И не важно, кричит ли малыш от голода или же, наоборот, есть не хочет, его нужно кормить по часам. Если ему надо по времени спать, нужно его срочно уложить. Ничего страшного, что он бодр и весел, а сна ни в одном глазу. Надо уложить, и точка – режим ведь.

Сейчас к этому отношение изменилось. Наблюдая дистрофичных и нервных младенцев, врачи пришли к выводу, что у каждого ребёнка свой режим, который зависит от индивидуальных особенностей. И если какому-то малышу нужно 6 кормлений в день, то другому – все 8. Кто-то съедает побольше, кто-то поменьше. Некоторые дети сохраняют три периода сна до года, а другие могут к этому времени спать всего 1 или 2 раза.

Для того, чтобы определились временные границы подъёма и засыпания, родителям не нужно ставить перед собой какие-то цели. Уложить в 21:00 или в 21:30. Ребёнок в раннем возрасте осуществляет всю свою деятельность по потребностям своего организма. Ест, когда голоден, играет, когда бодр, и спит, когда устал. Понемногу корректируя временные рамки, родители увидят, что ребёнок сам может просыпаться и засыпать в определённое время. Также и с кормлением. Со временем у ребёнка формируется его личный режим питания, который будет постепенно меняться по мере его взросления.

Воспитание ребёнка до года. Трудные дети

Многие родители любят сравнивать своих детей с чужими. Они следят за тем, как быстро появляются новые навыки у соседских детей или же у их собственных, сравнивают характеры. И некоторые родители открывают для себя, что их ребёнок трудный.

В одной книге я как-то вычитала, что нет трудных детей. Есть дети с повышенными потребностями. Согласитесь, не очень хочется признавать своего любимого малыша беспокойным, капризным или трудным. А вот когда речь идёт о повышенных потребностях ребёнка, ситуация принимает другой оборот. Выходит, у каждого ребёнка свой собственный уровень потребностей. У некоторых детей он может быть повышенным. Такие детки требуют постоянного внимания родителей, нервно реагируют на смену обстановки или появление в их окружении новых людей. Они не могут сами успокоиться или заснуть и очень энергичны. При этом родители никогда не знают, чего ожидать от них и всё время ищут новые способы успокоить и развлечь. И это совершенно не значит, что с ними нужно бороться и пытаться сделать их «нормальными».

Более того, считается, что ребёнок, который в детстве «купается» во внимании родителей (а что ещё родителям остаётся), вырастает более уверенным в себе, знает, чего хочет от жизни, и умеет достигать своих целей.

Общение с таким ребёнком для его же родителей – ценный опыт. Они учатся удовлетворять потребности их чада разными способами, привыкают к жизни в тесном контакте с малышом. Самое главное, помнить, что нужно получать удовольствие от общения с ребёнком и не принимать всё близко к сердцу. Со временем, когда ребёнок будет более самостоятельным, родителям будет даже не хватать той тесной связи, к которой они привыкли.

При воспитании детей от 0 до 3 лет важно придерживаться определённых правил

Не стоит считать, что дисциплина – это чёткое «нельзя» или «можно». Это, скорее, определённый стиль жизни человека. И, как уже говорилось ранее, воспитание, а с ним и дисциплина начинают закладываться у ребёнка с первых дней его жизни. Есть правила, которых стоит придерживаться всем родителям, когда они начинают сталкиваться с первыми проявлениями характера их маленького человечка:

  1. Спокойствие. Это, вообще, очень важный принцип в общении с ребёнком. Излишняя эмоциональность, направленная на малыша, со временем может сформировать невротические состояния у него. Да и не может пока ребёнок понять причины недовольства или страха родителей. А крик и вовсе его собьёт с толку. Это очень сложно, но необходимо – научиться сдерживать свои эмоции (даже если это практически невозможно, даже если весь пол на кухне в молоке, а телефон чуть не отправился в унитаз) и спокойно поговорить с ребёнком, при необходимости переключив его на что-то более безопасное.
  2. Вовремя установите ограничения. Родителям порой сложно отказать своему ребёнку, но важно донести до него, что есть то, что делать можно, и то, что делать нельзя. Нужно уметь отвечать «нет». При этом важно помнить, что малыш ещё не способен сразу понять, чего от него хотят. Родителям предстоит объяснить ребёнку на понятном ему языке, почему же ему не стоит делать что-то. Как пример, можно взять случай с горячим чаем. Вы устанете отдергивать ручки ребёнка от чашки или отодвигать её подальше, пока, наконец, не дадите ему понять, что такое «горячо». По мере накопления собственного опыта, малыш уже сможет понимать причины запретов в отношении определённых действий.
  3. Если запреты не помогают, предложите ребёнку альтернативу. Это может быть любая игрушка, способная переключить внимание, или же какое-то новое действие, которое отвлечёт его от предыдущего. Внимание ребёнка несложно переключить, потому что в маленьком возрасте дети очень пластичны и открыты для познания окружающего их мира. То, что они всё исследуют, как раз свидетельствует о том, что их развитие в норме.
  4. Не давайте ребёнку доводить себя до истерик. Что такое истерика? Это состояние, которое малышам контролировать уже невозможно. Бьющийся в истерике ребёнок в большинстве случаев даже не может сам успокоиться. Ему требуется помощь родителей. Но ведь истерика – это кульминационный момент. А перед ней ребёнок какое-то время капризничает или плачет. Родителям необходимо следить за состоянием своего малыша и вовремя предотвратить то состояние, когда он уже не сможет регулировать свои эмоции. Самое главное, родителям самим нужно сохранять спокойствие. Только так можно преодолеть все капризы и плач и обойтись без истерик. К слову, когда у ребёнка уже началось это состояние, успокоить его крайне сложно. И если малыша взять на руки, гладить и говорить ему что-то тихим голосом, не позволяя своим эмоциям вырываться наружу, он через какое-то время затихает сам, замирает на руках у родителей. А уже после нужно понять, из-за чего вообще ребёнок начал истерику. Может, в каком-то случае было бы достаточно немного уступить желаниям малыша, или же отвлечь его какой-то игрой, или просто уделить ему внимание.
  5. Контролируйте агрессию. Такое поведение ребёнка может быть своеобразным способом привлечения внимания. Чтобы это не превратилось в дурную привычку, родителям нужно во время таких действий снова переключить малыша. Каким образом? Покажите ему пример ласкового и нежного отношения на собственном примере. Поцелуйте, погладьте ребёнка. Предложите малышу самому погладить игрушку или кого-то из родителей. Дети любят ласку, они чувствуют её и тянутся к ней. Ребёнку самому понравится потом проявлять нежность. В моменты агрессии ребёнка важно сохранять спокойствие. Реагируя на такое поведения негативно и даже агрессивно (шлёпнув ребёнка или укусив его в ответ – да-да, бывает и такое), родители подают ему очередной пример и в следующий раз малыш повторит свои действия.

Можно ещё пару слов сказать о сосании пальца. Эта тема всегда вызывает много споров. Нужно отметить, что сосание пальца – само по себе безвредное действие в раннем возрасте. У новорождённых развит сосательный рефлекс. Более того, сам процесс сосания успокаивает малыша. А палец рядом, его можно в любой момент в ротик сунуть. Переживать стоит тогда, когда ребёнок не прекращает эту привычку после двух лет. Ещё стоит понаблюдать за ребёнком ночью. Тревожный признак, когда малыш сосёт свой палец всю ночь. И тут нужно его переключать. Подкладывать какую-нибудь игрушку, чтобы он её обнимал, в дневное время играть с ним, чтобы он отвлекался. И не одёргивать резко ребёнка, потому что это может лишь укрепить его привычку.

В заключение хотелось бы сказать, что всё, что вы закладываете в вашего малыша сейчас, расцветёт в нём в будущем и обязательно найдёт свой отклик. Поэтому запаситесь терпением, будьте спокойны и дарите ему всю свою любовь.

Безусловно, нет ничего важнее здоровья и развития детей: психологического, физического, умственного. Важно вовремя определить, как обстоят дела с этим развитием у крохи и уделять должное внимание его совершенствованию. Методик раннего развития очень много, однако, не стоит увлекаться и экспериментировать на ребенке, делая из него вундеркинда. И уже тем более не нужно пугаться, если выбранный способ не приносит ожидаемых результатов — каждому малышу подходит свой метод. Пытаясь «впихнуть» в маленького человечка уйму материала, не следует забывать, что — это, прежде всего ребенок, нуждающийся в любви, внимании и заботе, а не вычислительная машина. В материалах этой статьи мы расскажем про имеющиеся методики раннего развития.

Три основных типа раннего развития

Психологи разделяют развитие малышей от 0 до 3 лет на три основных типа:

  1. Преждевременное, когда новорожденного уже пытаются сразу учить сидеть или даже ходить. Всем понятно, что это абсурд. Так и психологически невозможно только рожденного кроху заставить выучить алфавит.
  2. Позднее, когда, например, в 10 лет пытаются из ребенка сделать мастера спорта по лыжному бегу, хотя он впервые на них встал.
  3. Своевременное — то есть самый подходящий тип, когда развитие того или иного навыка у ребенка происходит согласно его возрастных и психологических особенностей, т.е. когда малыш полностью готов к освоению «новых земель».

Несмотря на то, что последний вариант самый правильный, не у каждого родителя получается в точности подобрать в нужное время подходящую методику своему малышу и потому в реальной практике психологов встречаются все типы детского развития. Так что это за «зверь» — раннее обучение, в чем его смысл, положительные результаты оно приносит или наоборот?

Суть раннего развития детей

Идеальной, подходящей для каждого программы по развитию, которая бы учитывала все особенности ребенка, нет и никогда не будет. Каждый малыш индивидуален, к каждому нужен свой подход, поэтому одному крохе какая-либо методика пойдет на пользу, а другому та же самая будет абсолютно не подходящей. Вот почему так важно изучить родителям все предлагаемые методики и желательно согласовать раннее развитие по выбранному варианту со специалистом.

С раннего возраста необходимо создать не только комфортные физические и психологические условия ребенку, но и такие, которые бы поспособствовали с младенчества усвоить нужные навыки и знания. Организовать это сможет каждый родитель:

  • необходимо у кроватки малыша развесить различные игровые предметы, которые располагают к двигательной активности, способствуют развитию зрения, слух, сенсорики и т.д.;
  • регулярно показывать и прочитывать вслух специальные пособия, которые познакомят кроху с музыкальным, литературным и художественным искусством;
  • родителям необходимо активно общаться с ребенком, озвучивать многие свои действия.

Здесь собраны самые известные и проверенные временем методики раннего развития детей, которые эффективны и при индивидуальных занятиях с родителями дома и со специалистами в образовательном центре.

Лучшие методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Даже самые замечательные методы развития не гарантируют мгновенный результат, то есть через месяц крошка не заговорит сложными предложениями, не будет решать математические уравнения и читать Шекспира в оригинале.

Регулярные занятия с младенцем по выбранному способу займут много времени и результат, возможно, будет заметен лишь год спустя. Поэтому прерывать занятия не стоит — с каждым разом кроха усваивает определенные вещи и приобретает нужные навыки. Память ребенка вмещает колоссальное количество информации, и чем она обширнее и разностороннее, тем лучше развивается малыш.

Каждая из рассмотренных ниже методик современна и применяется как отдельная, так и в совокупности в центрах раннего развития, которые открыты в каждом городе России. И у каждой есть свои плюсы и минусы.

Карточки Домана

Американский ученый Глен Доман утверждает, что с младенчества до 6 лет дети способны только познавать окружающий их мир, а вот с 6-ти лет — уже обучаться. Познавательные упражнения он рекомендует начинать с 3 месяцев.

Ребенку показывают специальные карточки, например, со словом «дом», через несколько секунд наблюдения родитель должен проговорить написанное на карточке слово. Согласно данной системе малыши быстрее запоминают слова, усваивают информацию, а также у них развивается образное мышление, слуховая и зрительная память, образное мышление.

Карточки Домана со словами, точками, математическими действиями, фотографиями растений, птиц, зверей, известных людей и прочими изображениями обучают не только чтению, но и математике, географии. Однако не все малыши готовы к такому роду занятиям, многие не хотят смирненько сидеть и рассматривать карточки: это не должно раздражать родителей.

Некоторым родителям данная система обучения не понравилась из-за перегрузки детской нервной системы большим объемом информации.

Философия Монтессори

Многим родителям по душе методика Марии Монтессори, основательнице самого интересного способа раннего развития. Занятия проходят в свободной форме, то есть дети сами выбирают, что хотят делать в данный момент и какими предметами играть (а заодно изучать). Здесь главной задачей взрослого становится вызвать интерес у ребенка и, если нужно, помочь. Такая свобода выбора дает малышу ощущение полной независимости. Мебель на занятиях соизмерима с ростом детей и каждая вещь — доступна. На занятиях присутствуют и хрупкие изделия, которые учат играть детей аккуратно.

Метод Монтессори выделяет личность каждого ребенка, где нет оценок, сравнений и наказаний за достижения детей, однако нет и поощрений. Здесь развивается также самокритика, собственное мнение.

Класс по авторскому замыслу разделен на зоны:

  • сенсорную;
  • математическую;
  • речевую;
  • практическую жизнь;
  • космическую.

Каждая заполняется тематическими пособиями и материалами, соответствующие возрасту детей: книгами, пирамидками, сортерами, емкостями, щетками и совочками и т.д. В одной группе всегда присутствуют дети разных возрастов: в одном классе, к примеру, детки от 1 года до 6 лет, в другом – от 6 до 12-ти. Это сделано с целью воспитания в старших заботы о младших, а младшие в свою очередь быстрее учатся у старших.

Не каждый родитель сможет в силу своей эмоциональности грамотно заниматься с ребенком по данной методике, а потому идеальным решением будет посещать специализированный Монтессори-класс в своем городе. К тому же это и в социализации поможет.

Вальдорфские школы

Вальдорфская система известна всему миру своей концентрацией на физическом развитии детей. Здесь большинство занятий проходят в движении: танцы, игры, музыка и творчество. Они в приоритете над чтением или счетом, потому как основатели системы утверждают, что невозможно гармонично развивать ребенка, игнорируя двигательную активность, только совмещая духовное, физическое и эмоциональное развитие можно максимально раскрыть способности детей.

К тому же малыша в данной школе никто не подгоняет, он может обучаться в своем собственном ритме, здесь преподаватели работают больше над качеством, чем над скоростью, при этом ничего ему не навязывая.

Ученики вальдорфских детских садов играют игрушками, сделанными из «живых» природных, материалов (глины, шишек, камней, дерева и т.д.), здесь нет предметов из пластмассы.

На уроках не ставят оценки, нет соревнований «кто умнее», в классе максимум 20 учеников. Однако, что не всем родителям нравится – детям запрещено пользоваться мобильными, планшетами, компьютерами и прочими современными гаджетами.

Если данная методика интересна родителям, лучше отдать ребенка обучаться в специализированный класс или детский сад, самостоятельно заниматься по данной системе вряд ли получится.

Комплекс Зайцева

Николай Зайцев также разработал развивающую методику, полюбившуюся многим родителям, поскольку она отечественная и состоит из комплекса легких в восприятии пособий для обучения русскому языку, математике и английскому.

Занятия проходят в виде игры, что гармонично развивает физически и эмоционально детскую личность. Малыш с удовольствием включается в игру, причем программа эффективна как наедине с родителями, так и в детском коллективе в центре.

Что интересно, на занятиях разрешается все: баловаться, разговаривать, смеяться, топать, хлопать в ладоши, можно поменять в любой момент игровые материалы (сменив, к примеру, кубики на таблички). И все же это не просто развлечение, а легкий способ донести до ребенка необходимые знания.

Родители не перестают нахваливать кубики Зайцева как наилучшие среди прочих, т.к. действительно помогают обучать чтению с трех лет. Мамам также нравятся игровые приемы, с помощью которых заниматься можно по-настоящему весело детям и родителям.

Книги Сесиль Лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан разработала свою систему развития детей, основываясь на материалах Глена Домана, потому что его метод считала не достаточно полным. Это комплекс занятий, учитывающих индивидуальность каждого ребенка, его интересы и способности. Сесиль Лупан в своих книгах рекомендует общаться с новорожденным с первых секунд его появления на свет, и не стоит недооценивать кроху.

Писательница настоятельно рекомендует подписывать крупными буквами окружающие предметы (на бумажках разумеется) и регулярно их проговаривать вслух ребенку. Интересно, что многие родители, даже не читав книг Лупан подсознательно обучают детей по ее системе, главной идеей которой было максимальное внимание ребенку, потакание его интересам, развитие его познания с помощью множества материалов и пособий, сделанных своими руками. Например, самодельные развивающие коврики, книги, доски с различными замочками, фотоальбомы с семейными фотоснимками и т.д.

Физическое воспитание по Никитиным

Супруги Никитины и их система развития известны были еще при Советском Союзе. Они воспитывали детей по своей программе, которая иногда даже шокировала стороннего наблюдателя – вот насколько необычны их воспитательные приемы.

Например, Никитины с негативом относились к коляскам, манежам и прочим «детским тюрьмам», ограничивающим экспериментаторскую свободолюбивую натуру ребенка. Родители позволяли малышам заниматься тем, что им интересно и помогали со сложностями.

В основе системы стоит физическое воспитание и закаливание, для чего в доме обязательно должны присутствовать спортивные тренажеры и снаряды, которые, причем не должны выделяться среди прочей мебели.

Авторами утверждается идея, что ребенку ни в коем случае нельзя оставаться заброшенным или перегруженным знаниями. Родители не должны относиться равнодушно и безразлично к детскому времяпрепровождению, вкладывая в развитие как можно больше времени и сил через участие в играх, где взрослый не будет командиром и надзирателем, как обычно бывает.

Как у любой методики раннего развития, данная система имеет своих сторонников и противников. В любом случае родители выбирают то, что интересно и полезно их чаду.

Разностороннее развитие по Тюленеву

«Метод интеллектуального развития ребенка» педагога П.В. Тюленева учит детей математике и грамоте, развивает спортивные и музыкальные способности.

Занятия разделены по возрастам:

  • два первых месяца крошке показывают на листе простые геометрические фигуры;
  • во 2-4 месяц ребенка знакомят с животным и растительным миром, буквами, цифрами и т.д.;
  • с 4-го месяца актуален «Игрушкобол» — малыш выбрасывает с кровати игрушки или кубики;
  • с 5-го месяца грудничок познает музыкальные инструменты, прикасаясь к которым учится извлекать звуки, в результате чего развивается музыкальный слух;
  • с полугода вводится освоение букв через магнитную азбуку, причем с 8-ого месяца ребенок уже должен приносить буквы, а с 10-го – показать, а далее – называть буквы или слово;
  • в 1.5 с крохой уже играют в шашки и шахматы;
  • в 2 года малыш способен складывать слова из букв и должен учиться печатать их на клавиатуре;
  • в 3 года дети начинают вести дневник на компьютере.

Удивительная методика, к которой непросто отыскать пособия, но полезный материал каждый для себя здесь найдет, главное проследить за реакцией малыша на необычную систему обучения Тюленева.

Кратко о других авторских методиках раннего развития

Прочие образовательные системы успешно применяются частично и в дошкольной, и в школьной программе, помогая развить нужные способности и взращивая разносторонних личностей.

Наиболее популярные методики:

  • Книга японского бизнесмена, который, как заботливый и любящий отец, захотел поделиться с остальными родителями своими наблюдениями и способами развития детей — «После трех уже поздно».
  • Динамическая гимнастика от М. Трунова и Л. Китаева, сборник древнерусских гимнастических упражнений, которые, по мнению авторов, помогут родителям эффективно развивать физическую активность и корректировать мышечный тонус, исправлять косолапость, кривошею и т.д.
  • Гмошинская предлагает метод прививания детям художественных задатков, то есть учит рисовать с пеленок ладошками, пальчиками, ножками и мягкими фломастерами. Необычайно интересный материал.
  • Благодаря музыкальной программе Виноградова и Железновых детки с младенчества знакомятся с классическими произведениями и учатся эмоционально реагировать на нее (Виноградов), а также слушают потешки, колыбельные, музыку для подвижных игр, театральных сценок, массажа, что помогает в изучении алфавита, обучении счету, чтению, всесторонне развивает и т.д. (Железновы).

Список методик далеко не полный и каждая по-своему интересна и полезна. Самый удачный вариант – совмещать их друг с другом, применяя наиболее удачные моменты.

Заниматься ранним развитием детей или нет

Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития малышей был, есть и будет всегда. Здесь главное пробовать и наблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение увлекательным и незатруднительным:

  • Нужно внимательно наблюдать за крохой и когда ему не занятие не нравится, он плачет и отбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
  • Если младенец увлечен занятием – не отрывать его, т.к. по методике вышло время, пусть играет столько, сколько ему хочется и во что хочется, так он тоже развивается.
  • Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
  • Обучать нужно комплексно, не заостряя внимание только на физическом или только интеллектуальном развитии, не исключая эмоциональную и социальную стороны.
  • Не следует автоматизировать процесс обучения, следует найти подход, простимулировать интерес у ребенка к процессу, сформировать любознательность.

Вместо заключения

В заключении хочется обратиться к мамам и папам. Не нужно торопить время и забирать у малыша время на игры. Даже если в вашей песочнице мамі малышей наперебой рассказвают, как и чем они занимаются со своими детьми, не нужно торопиться. Ориентироваться родителям стоит не на мнение окружающих, других родителей, родственников, а на реакцию и особенности любимого чада. Как говорится: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало».

Наши бабушки говорили: «Воспитывать малышей нужно, когда они свободно помещаются поперек кровати, дальше можно только пожинать плоды». В данной мудрости заложена главная идея – процесс нужно начинать с первых дней после рождения.

Психологи во многом поддерживают подобное видение ситуации. Сегодня предлагаем ознакомиться с советами специалистов в вопросе воспитания от первых дней до трех лет.

В процессе публикации вы ознакомитесь с основами психологии маленьких членов общества, узнаете особенности поведения и основные задачи, а также возможные ошибки, которые часто допускают молодые мамы в воспитании маленьких мальчиков и девочек.

Особенности воспитания ребенка

Первый зуб, первая улыбка, первое слово и еще много первых радостей ожидает молодых родителей. Но вместе с этим заботливые бабушки, умудренные опытом соседки и подружки, подталкивают родителей крохи «начинать воспитание».

Такие нападения приводят к панике и созданию «единственно верной» с точки зрения неопытных родителей, системы запретов. Результат – непослушание, капризы и слезы.

Между тем, психологи уже давно вывели главные тезисы (советы) – воспитание детей 0 до 3 лет методы и задачи, особенности поведения и мирные способы решения конфликтных ситуаций в процессе воспитания. Предлагаем ознакомиться с ними.

Как правильно воспитать ребенка — лучшие советы психолога

Советы психологии: в первые дни жизни и до трех месяцев включительно самое время для начального развития. В этот период его нужно научить:

  • держать головку;
  • засыпать без соски (пустышки) самостоятельно и без укачивания;
  • учиться самостоятельно себя развлекать;
  • изучить гигиенические основы.

Во второй период (от 3 до 6 месяцев) он постигает зрительное, сенсорное и звуковое мировосприятие.

Далее (в 6-9 месяцев) малыши становятся более подвижными и любознательными, поэтому приходит время начальной физической подготовки.

После этого уже можно развивать память (в 9-12 мес.), он постепенно будет учиться ходить, общаться с окружающими, держать ложку и пр. Все это – своеобразный фундамент для дальнейшего воспитания счастливого человека.

Воспитание ребенка 3 4 года заслуживает отдельных рекомендаций, однако главное остается неизменным – детям должны уделять внимание и принимать активное участие в их воспитании оба родителя (мама и папа). Психологи настаивают — с ними нужно постоянно разговаривать, объяснять непонятные для них истины, показывать на собственном примере правильные действия и т.д.

Воспитание ребенка 3 года особенности

Первый возрастной кризис по заключению специалистов – три года. В этот период детям свойственны капризы, желание покомандовать старшими или проявить иным способом свою индивидуальность.

Важно понимать – нравственное и физическое воспитание ребенка в 3 и 4 года рекомендации зависят от возрастных особенностей развития и поведения. Какие советы дают психологи?

Методы воспитания и обучения ребенка 3 и 4 лет

Психология воспитания целая наука, но даже она не способна научить правильно воспитывать Ваших детей. Она является лишь основой, остальное подскажет сам малыш. Его нужно чувствовать и понимать, иначе можно лишь навредить.

Важно понимать – каждый малыш индивидуален и его невозможно привязать к одной единственной программе воспитания. Советы психолога — определить цели и задачи, изучить несколько программ и взять с каждой лишь самое важное, то, что действительно поможет сформировать гармоничную личность.

Вот самые распространенные хорошие книги, которые могут помочь вам более подробно ознакомиться с этой темой:

1. Читать раньше, чем говорить – автор Н. Зайцев.
2. Учимся понимать малыша – Сесиль Лупан.
3
. Воспитываем каждую минуту – Л. Бреславский.
4. Здоровые и умные дети (интенсивное образование) – семья Никитиных (Елена и Борис).
5
. Гуманная педагогика – Шалва Амонашвили.

Нельзя не учитывать и особенности семьи, к примеру, в семье военных у детей с малых лет воспитывают патриотическое настроение и определяют соответственные задачи, детям у которых нет отца, дают женское воспитание (мамы, бабушки) и т.д.

Советы психологии сводятся к главной истине — важно не упустить главное, учитывать личность и индивидуальность.

Воспитание самостоятельности у детей — советы психолога

Психологи отмечают две крайности, которые мешают детям полноценно развиваться – равнодушие и гиперопека. Результат — дети вырастают инфантильными, не способными к принятию самостоятельных решений, замкнутыми и с отсутствием каких-либо желаний и стремлений.

Во избежание таких проблем психологи дают следующие советы:

  • Поощрять их активность с первых лет жизни в плане самообслуживания и/или помощи родителям, или иных занятий.
  • Набраться терпения и ни в коем случае не критиковать, и уж тем более, не сравнивать с другими более успешными детьми.
  • Позволить самостоятельно принимать решения и быть готовыми к ответственности за них.
  • Позволить совершать собственные ошибки.
  • Не ограждать от всех неприятностей, к примеру, в песочнице или детском саду они часто конфликтуют. Не стоит ограждать от возможности адаптироваться в социуме, в котором впоследствии ему придется жить.
  • Позволяйте принимать участие в важных семейных вопросах, например, планирование выходных или семейных поездок.
  • Разрешить самостоятельно выбирать одежду.

Ошибки в воспитании мальчиков и девочек

1. Неверно следовать шаблонам и стереотипам в поведении. Важно независимо от пола уважать чувства и желания. Если девочка очень подвижна и ей ближе образ маленькой разбойницы (у таких девочек может отсутствовать усидчивость, они часто дерутся и пр.), не стоит говорить ей, что ее поведение свойственно только непослушному мальчишке. Точно также не стоит укорять мальчика за то, что он расплакался как девчонка после ушиба (мужчины ведь не плачут, значит такое поведение неприемлемо).

2. Нельзя сравнивать с другими, это воспитывает комплекс неполноценности.

3. Не правильно отмахиваться, он не должен слышать выражений: уйди, не приставай, отстань и им подобным. Основная особенность поведения – любопытство, его нужно удовлетворять всегда и при любых обстоятельствах. Можно сказать: поговорим об этом позже, сейчас я не готов/а говорить об этом и пр.

4. Нельзя заострять внимание на дефекте внешности, лучше делать акцент на особенности, уникальности.

5. Нельзя прививать исключительно свое представление о правильном и не правильном – у них должен быть выбор. Однако уважение к противоположному полу и к себе самому необходимо поощрять и развивать.

И, самое главное, нужно всегда любить своих детей, выражать это чувство всеми доступными способами: почаще обнимать и целовать, говорить слова поддержки, поощрять все начинания и пр. В этом случае Вы сумеете вырастить счастливого человека и дать ему достойный старт в этой жизни.