Нормальное развитие ребёнка в 6 месяцев

Возраст 6 месяцев – переломный этап в развитии грудничка. Это время первых зубов и введения прикорма. Малыш уже пытается сидеть самостоятельно, становится более подвижным и самостоятельным. Развиваются мышцы и изменяются пропорции тела. Поведение и эмоции становятся осмысленными. Целую ночь малыш спокойно и крепко спит и не просыпается от кормления. Он тратит много энергии, устает под вечер и поэтому легко засыпает.

Однако беспокойство из-за появления первых зубов может разрушить сон и спокойствие малыша. Давайте рассмотрим подробнее, что должен уметь ребенок в 6 месяцев.

Что умеет ребенок в 6 месяцев

  • Узнает голоса знакомых людей, которых при этом не видит;
  • Следит за передвижением людей и предметов;
  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно ползает, подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Увеличивается количество слогов, которые может произносить ребенок. Имитирует взрослые звуки и к концу шестого месяца он знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно;
  • Самостоятельно занимается с игрушками 10-15 минут;
  • Включается в развивающие игры, среди которых пирамиды и кубики. Малыш самостоятельно может открывать и закрывать коробочки, складывать предметы;
  • Облокачивается на руку, лежа на животе, при этом второй захватывает игрушку или интересный предмет;
  • Опирается на предплечья, лежа на животе, держит при этом голову;
  • Легко переворачивается с живота на бок, на спину и обратно на живот;
  • Некоторые малыши уже в полгода пытаются встать, держась за край кроватки;
  • Открывает рот перед ложкой, кушает с ложечки мягкую полугустую пищу.

Особенности развития малыша в 6 месяцев

Физическое развитие грудничка обуславливает вес и рост. Увеличение этих показателей немного снижается по сравнению с первыми четырьмя месяцами жизни. Малыш уже набирает вес и рост не так быстро. Это обусловлено тем, что ребенок стал более активным и мобильным. Должный вес ребенка в 6 месяцев рассчитывают по формуле:

Масса тела ребенка в полгода = вес при выписке + 800Х6

Средний вес малыша в полгода составляет 7-8 кг, а рост – 66 сантиметр. По данным Минздрава России, физическое развитие грудничка в 6 месяцев характеризуется следующими показателями:

Параметры Девочки Мальчики
Рост 62,5-68,8 см 63-69 см
Вес 6,4-8,3 6,6-9 кг
Окружность головы 41,5 – 44,2 см 42-45,5 см
Окружность груди 41,6-45,8 см 41,4-47,6 см

Двигательное развитие ребенка характеризует подвижность и устойчивость рук и пальчиков. Малыш легко хватает и удерживает игрушки, способен держать по предмету в каждой руке одновременно, перекладывать вещи из одной руки в другую. А зрение грудничка различает даже самые маленькие предметы. Шестимесячный ребенок подражает звукам, речи и движениям взрослого. В этом возрасте он испытывает и различает такие чувства, как испуг, напряжение и беспокойство, радость, восторг и веселье, недовольство, раздражительность и дискомфорт.

Питание и режим дня грудничка

Питание шестимесячного малыша также должно включать грудное кормление. Ведь только молоко мамы обеспечивает нормальное физическое и психическое развитие малыша. Такое питание формирует и укрепляет иммунитет, стабилизирует рост и вес. К полугоду у детей полностью исчезают колики и срыгивания, поэтому ребенок чувствует себя лучше.

В этот период в питание детей включают первый прикорм. В первое время давайте ребенку пищу в жидкой консистенции и небольшом объеме. Существуют различные мнения о том, что давать грудничку в первую очередь. Многие педиатры считают, что это должно быть пюре из овощей и фруктов.

Наиболее безопасное питание для детей представляет брокколи и цветная капуста, яблоки и бананы, кабачки и картофель. Будьте аккуратны, так как взрослые продукты могут вызвать аллергию! В любом случае пюре должно включать только один ингредиент. Только после введения каждого, продукты можно перемешивать.

Известный телевизионный доктор Комаровский считает, что первое питание должно состоять из творога и кефира. Так как эти продукты наиболее напоминают по составу грудное молоко. Это сделает переход к взрослой пище легким и безболезненным. Подробнее про питание грудничка в 6 месяцев и введение первого прикорма, читайте здесь.

Развитие ребенка в 6 месяцев также должно включать дневной и ночной сон, развивающие игры и занятия, массаж и гимнастику, прогулку. Предлагаем примерный режим дня для детей в полгода.

6:00 первое кормление (грудное молоко)

6:30 гимнастика, уход и гигиена;

7:00 развивающие игры;

8:30 прогулка со сном на свежем воздухе;

10:30 второе кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

12:30 дневной сон;

14:30 третье кормление (прикорм, при необходимости докорм грудным молоком);

15:00 бодрствование (развивающие игры и занятия, массаж);

16:00 прогулка со сном на свежем воздухе;

18:30 четвертое кормление (грудное молоко);

19:00 бодрствование (развивающие игры, купание и плавание, подготовка ко сну);

20:00 – 21:00 ночной сон с перерывом на одно кормление грудью.

Не забывайте о соблюдении гигиены грудничка. Каждое утро умывайте и протирайте лицо и глаза, прочищайте уши и носик. Регулярно подстригайте ногти, так как малыш может случайно поранить кожу или слизистую. Следите за интимной гигиеной ребенка, меняйте памперсы и правильно одевайте малыша на прогулку.

Первые зубы у грудничка

К шести месяцам у малыша начинают прорезываться первые зубки. В полгода появляются нижние центральные резцы. Десна набухает и болит, поэтому ребенок чувствует дискомфорт и боль. В этот период он плохо спит, много капризничает и часто отказывается от еды. У некоторых детей даже поднимается температура, нарушается стул и появляется понос.

Чтобы помочь малышу, можно использовать специальные гели для прорезывания зубов. Они призваны снять воспаление и облегчить боль. Не используйте подобные средства без предварительной консультации с врачом! Многие родители применяют прорезыватели. Сегодня существует множество моделей, среди которых охлаждающие прорезыватели, изделия из латекса и силикона. Подойдет и обычная резиновая соска.

Прорезыватели тоже смягчают боль и отвлекают малыша. Кроме того, это отличные игрушки, которые формируют развитие моторики и внимания. Важно, чтобы изделия были качественными и надежными. Как правильно выбрать прорезыватель для зубов, читайте по ссылке https://vskormi.ru/children/prorezivateli-dlya-zubov/.

Развивающие игры и занятия

Развивающие игры и занятия тоже оказывают большое влияние на развитие ребенка. В этом возрасте используют музыкальные игрушки и цветные погремушки, книжки с яркими иллюстрациями, цветные кубики и пирамидки. Помните, что полугодовалый малыш уже может закрывать, открывать и разбирать различные предметы.

Регулярно разговаривайте с ребенком, рассказывайте истории с мимикой, жестами и движениями. Обязательно используйте разные интонации, так как дети в 6 месяцев легко распознают звуки, тона, чувства в голосе. Не забывайте о карточках с картинками. Проговаривайте названия изображений. Если это животные, издавайте такие же звуки, как они. Ребенок с радостью будет повторять за взрослым. Такие игры и занятия прогрессируют речевое развитие.

Включайте малышу музыку, он уже легко определит понравившуюся мелодию. Для моторики используйте лоскутные полотна и игрушки со специальным наполнителем. Проводите занятия по плаванию в ванной или даже в бассейне. Многие родители беспокоятся, правильно ли развивается малыш, не отстает ли он от сверстников. Чтобы это определить, можно провести небольшой тест на развитие ребенка.

Правильно ли развивается малыш

Чтобы определить развитие, сделайте с ребенком следующие упражнения:

  • Покажите игрушку на расстоянии 20-30 сантиметров. Малыш должен уметь переводить взгляд на игрушку и выделять вещь из обстановки. Кроме того, ребенок может потянуться руками или поползти к предмету;
  • Предложите малышу грудь, бутылочку со смесью или ложку с едой, он должен открывать ротик или совершать сосательные движения;
  • Если вы попробуете отнять игрушку у малыша, он должен крепко схватить предмет, не отпускать и сопротивляться;
  • Многие дети уже реагируют на свое имя;
  • Поговорите с ребенком, меняйте мимику и движения. Ребенок должен начать повторять за вами.

Нужно насторожиться и показать малыша педиатру, если он не может или даже не пытается сесть, даже при поддержке. Если грудничок не удерживает предметы в ладошке и не может перекладывать вещь из одной руки в другую. Тревогу вызывает, если он не улыбается и не узнает родителей, не реагирует на звуки и игрушки.


data-matched-content-rows-num=»9, 3″
data-matched-content-columns-num=»1, 2″
data-matched-content-ui-type=»image_stacked»

Подписывайтесь на нашу группу

Первый год жизни ребёнка — важнейший этап его развития. Каждый день приносит бесценный опыт взаимодействия с окружающей средой, новые умения и навыки малышу. Новорожденный и полугодовалый младенцы отличаются как небо и земля. Из беспомощного неподвижного крохи к 6 месяцам ребёнок превращается в шустрого и смышлёного малыша. Он эмоционально реагирует на близких, интересуется всем вокруг и умеет многое делать самостоятельно.

Физиологические нормы

Считается, что к полугоду младенец должен удвоить свой вес при рождении. Естественно, нужно принимать во внимание исходные показатели. Важно следить за прибавкой массы тела. В первом полугодии жизни малыш должен увеличивать этот показатель в среднем на 500–700 грамм за 4 недели. Если набор веса меньше 300–400 грамм в месяц, стоит получить консультацию педиатра, проверить здоровье ребёнка и подумать о более раннем введении прикорма.

Рост младенца увеличивается на 2 см, растёт и окружность головы и грудной клетки. Все эти показатели измеряет педиатр на ежемесячном осмотре и следит за их соотношением между собой.

Данные о физиологическом развитии ребёнка в 6 месяцев представлены в таблице:

Для родителей эти цифры носят справочный характер, следует только обращать внимание на наличие постоянной положительной динамики набора веса и увеличения роста.

Питание ребёнка в 6 месяцев

По современным рекомендациям ВОЗ, при нормальных показателях развития основным и единственным питанием ребёнка до 6 месяцев является грудное молоко. При кормлении смесью с дополнительными продуктами малыша знакомят уже с 4–5 месяцев.

К полугоду молоко матери уже перестаёт полностью отвечать возросшим потребностям малыша в энергии и питательных веществах, поэтому меню грудничка разнообразят продуктами прикорма.

Одним из сигналов к началу прикорма является появление первого зуба, который чаще всего прорезывается к 5–6 месяцам. Процесс выхода коронки из десны может сопровождаться болевыми ощущениями в этой области, общим недомоганием, поэтому ребёнок в этот период может отличаться повышенной плаксивостью, плохим сном, нежеланием играть самостоятельно. Следует понимать, что это временное явление, и окружать младенца необходимым вниманием. В случае повышения температуры, появления насморка рекомендуется обратиться к педиатру для уточнения причины нарушения здоровья.

Важным показателем готовности ребёнка к введению прикорма является и пищевой интерес. Если малыш активно интересуется тем, что едят взрослые, пробует проводить манипуляции с ложкой, значит, пришло время познакомить его с новыми блюдами.

Схему ввода прикорма рекомендует врач исходя из своих наблюдений за ребёнком. Обычная последовательность ввода продуктов в 6 месяцев выглядит так:

  1. Овощи (кабачок, цветная капуста, брокколи).
  2. Каши (монокомпонентные).
  3. Фруктовые пюре.

Такой порядок объясняется тем, что сладкий вкус фруктовых пюре может слишком сильно понравиться ребёнку, и он откажется пробовать другие продукты. Для сведения к минимуму риска аллергии сначала даются белые и зелёные овощи, постепенно расширяя меню.

В случае нехватки веса начинают дополнять рацион младенца кашами. Первыми предлагают попробовать безглютеновые монокомпонентные каши: рисовую, гречневую, кукурузную, затем добавляют овсяную, манную, многозерновые крупы.

После 7–8 месяцев рацион грудничка расширяется с помощью мясных и кисломолочных продуктов, масла, желтка, разнообразных овощей и каш.

Некоторые родители следуют практике педагогического прикорма. Он заключается в постепенном знакомстве грудничка с продуктами, которые ест мама. Ребёнку не готовят отдельно, а дают попробовать те блюда из тарелки, что вызывают его интерес и не являются однозначно вредными. Основной едой при этом достаточно долго является грудное молоко.

К 6 месяцам младенцу обычно достаточно 5–6 кормлений в сутки, включая ночное кормление. Введение прикорма требует соблюдения чёткого режима и разделения на утренний (завтрак), дневной (обед и полдник), вечерний (ужин) приёмы пищи.

Первый прикорм вводится небольшими порциями, начиная с 1/3 чайной ложки. После знакомства с новым продуктом ребёнка докармливают привычным молоком или смесью.

Особое внимание в этот период уделяют наличию регулярного мягкого стула в связи с возросшей нагрузкой на кишечник ребёнка. При употреблении новых продуктов питания возможны проявления аллергических реакций. В таком случае нужно отменить продукт и вернуться к нему позже, когда желудочно-кишечный тракт малыша станет более совершенным.

Темпы введения прикорма индивидуальны. Они зависят от аппетита малыша и переносимости им новых продуктов. Главная задача прикорма в период 6–7 месяцев — не накормить, а познакомить младенца с продуктами разного вкуса и консистенции, основной пищей в этот период остаётся грудное молоко или детская смесь.

Режим дня

К полугоду у большинства детей обычно устанавливается индивидуальный режим дня, устраивающий как ребёнка, так и родителей. В него входят:

  • ночной и дневной сон;
  • кормления;
  • прогулки;
  • игры и занятия с малышом во время бодрствования;
  • гигиенические процедуры.

В течение суток младенец может спать до 16 часов, включая ночной и два-три дневных сна. Если ребёнок чувствует себя хорошо, его не беспокоят режущиеся зубки, простуда, яркие эмоции предыдущего дня, то ночью он спит спокойно и крепко. Дневной сон, напротив, становится более чутким, малыша легко может разбудить шум на улице или громкие звуки дома.

В связи с введением прикорма, требуется соблюдать чёткий график кормлений. Промежуток между приёмами пищи может достигать 4 часов.

Обязательным элементом режима дня является прогулка. Предпочтительнее совмещать пребывание на улице и сон на свежем воздухе, но многие дети к 6 месяцам уже активно интересуются происходящим вокруг и отказываются спать в коляске. В таком случае целесообразно уложить уставшего от впечатлений ребёнка дома после прогулки.

В режим дня полугодовалого младенца постепенно включаются игры и развивающие занятия с малышом. Во время бодрствования следует уделять внимание грудничку, знакомить его с окружающим миром, разговаривать с ним. Большую часть времени младенец должен проводить в манеже или на полу, чтобы снизить вероятность травм и падений. В зоне доступа ребёнка должны быть погремушки, мягкие мячи, кубики, неваляшка. Игрушки могут быть разных цветов и фактур. Их изготовляют из различных материалов: пластмассы, текстиля, резины. Особое внимание стоит уделить безопасности окружающих предметов: в них не должно быть мелких частей, острых углов. Игрушки следует регулярно мыть с мылом.

Полезно для развития малыша проведение гимнастики, массажа, занятий на фитболе. Завершать день лучше всего купанием. Это позволит совместить гигиеническую процедуру с закаливанием и физической активностью ребёнка.

Физические навыки

Ребёнок в шесть месяцев обладает довольно развитыми двигательными навыками. Он уверенно и целенаправленно действует пальцами, старается дотянуться и схватить интересующую его игрушку, способен перекладывать небольшие предметы из одной руки в другую.

Малыш отлично держит голову, умеет переворачиваться со спины на живот. Он может длительное время проводить лёжа на животе, сохраняя равновесие и делая попытки самостоятельного передвижения по-пластунски или ползком.

Многие дети в этом возрасте могут сидеть, самостоятельно или с поддержкой. Однако ортопеды не рекомендуют усаживать ребёнка в подушки или детский стул, если мышечный каркас не позволяет удерживать позу самостоятельно. Излишняя нагрузка на недостаточно окрепший позвоночник может способствовать его искривлению и нарушению работы внутренних органов.

Сенсорное и познавательное развитие

В 6 месяцев развитие малыша идёт бурными темпами. Органы чувств ребёнка развиты достаточно, чтобы позволить полноценно взаимодействовать с окружающим миром.

Ребёнок реагирует на звуковые стимулы, пугается резкого или громкого звука, отличает голос матери и близких от других шумов. Он способен определять положение источника звука, поэтому тянется за звучащей игрушкой.

Зрение малыша совершенствуется. Он следит за движущимся объектом, различает цвета и оттенки, жмурится от яркого света, может разглядывать довольно мелкие предметы с расстояния в 7–8 см. В полгода окулист проводит осмотр младенца с помощью специальных приборов, чтобы исключить патологии зрения, например, косоглазие.

Значительная часть информации о мире поступает грудничку через тактильные и вкусовые рецепторы. Чтобы получить представление о предмете, младенцу нужно его не только рассмотреть, но и пощупать, попробовать на зуб, провести с ним возможные манипуляции: постучать о пол, бросить, попытаться разобрать. Подобные действия малыша свидетельствуют о нормальном развитии и активном познавательном интересе.

В возрасте полугода ребёнок активно интересуется окружающими миром, с любопытством наблюдает за происходящим на улице во время прогулок.

Он старается копировать действия взрослых, поэтому в этот период важно показывать малышу, как нужно играть с предметами: учить его складывать один стаканчик в другой, катить и бросать мяч, листать страницы в книге из толстого картона.

Психоэмоциональное и речевое развитие

В 6 месяцев ребёнок отличает близких от чужих людей. При пристальном внимании малознакомого человека он может заплакать, но сразу же успокоится на руках у мамы. У него формируются привязанности к любимым игрушками или предметам окружающей обстановки.

Малыш учится выражать свои желания и потребности с помощью жестов и мимики. Он стремится научиться новым действиям и понимает, если родители или близкие выражают ему похвалу и восхищение освоенным трюком. Одобрение со стороны близких положительно сказывается на формировании личности младенца.

В шестой месяц жизни развитие речи идёт очень активно. Лепет сменяется гулением, то есть продолжительным повторением слогов и звуков речи.

В этот период начинается формирование звуковой системы родного языка. Это означает, что младенец старается копировать речь взрослых, используя определённые звуки, характерные для конкретной языковой системы, пробует повторить интонацию, тон и манеру речи близких.

К этому времени малыш обладает достаточным словарным запасом, чтобы понимать обращённые к нему простые фразы.

В сознании ребёнка происходит привязка слова к конкретному образу предмета. Он реагирует на своё имя и названия основных игрушек, выделяет в обстановке знакомые предметы, названные словом.

Для развития речи следует много разговаривать с младенцем, объяснять все свои действия при осуществлении режимных моментов. Несомненную пользу речевому и эмоциональному развитию ребёнка в 6 мес принесут:

  • активное речевое общение с ребёнком как с собеседником;
  • совместные танцевально-ритмические движения;
  • пение песен, колыбельных;
  • рассказывание стишков и потешек во время одевания, гимнастики, купания;
  • пальчиковые игры.

Полгода — это тот рубеж, когда беспомощный младенец превращается в активного и любопытного малыша. Пройдёт 2–3 недели, и в доме появится неутомимый исследователь, который будет залезать во все углы и шкафы, неожиданно быстро передвигаясь ползком по всей квартире.

Ребёнок в 6 месяцев требует уже не только физической заботы, но и активного общения. Вместе с ним родителям предстоит заново открывать для себя мир во всем его многообразии и научиться замечать чудеса, окружающие нас в обыденной жизни.

Полгода жизни – первый «юбилей» малыша, в это время он начинает бурно развиваться, проявляя свои личностные качества. У него появляется характер, предпочтения, привычки, происходят психические и физические изменения. В этом возрасте существенно меняется рацион и режим дня ребенка, растет вес и рост человечка, ему особенно необходимо внимание родителей и общение с ними.

Физическое развитие ребенка в полгода

Речь идет не только о весе и росте, но и навыках маленького. Здоровый ребенок 6 месяцев осваивает новые движения и позы, он хорошо сидит, облокотившись на вертикальную поверхность. Теперь можно устроить его в коляске сидя, но долго держать его в таком положении не надо – он будет уставать.

В конце 6 месяца необходимо ввести прикорм. Первые полгода жизни можно кормить его только грудным молоком, но теперь пришла пора знакомить человечка и с другой пищей. При этом не стоит полностью прекращать грудное вскармливание — малыш будет с удовольствием питаться молоком мамы до года и даже дольше.

Спит карапуз в полгода по 14-16 часов в день, при этом 10 часов он спит ночью, а днем спит 2 – 3 раза по 2 часа. Если ребенок спит днем 3 раза, то самый длительный сон должен приходиться на середину дня, а утром и вечером отдых может быть достаточно коротким.

Вес и рост человечка продолжают увеличиваться, но если не ввести прикорм, то вскоре малыш перестанет расти. Таблица роста и веса полугодовалых девочки и мальчика дает следующие данные:

Вес, кг Рост, см Окружность головы, см
Девочки 5,7-9,3 61,2-70,3 39,6-44,8
Мальчики 6,4-9,8 63,3-71,9 40,9-45,8

Показатели роста и веса относительны — они указаны для среднего младенца. Если он не достигает нужных размеров, не волнуйтесь, посмотрите на взрослых, которые сильно отличаются друг от друга по росту и весу. Главное, чтобы ребенок рос от недели к неделе, чтобы налицо было его развитие.

Психоэмоциональные показатели развития и навыки

Что умеет полугодовалый человечек, что является нормой? Выше говорилось, что он сидит, опираясь на вертикальную поверхность. Он активно двигается, крутится, переворачивается со спины на живот и обратно, совершает попытки ползти. Если малыш не умеет переворачиваться, но он активен, смеется, общается — не беда, навык разовьется чуть позже.

Список основных навыков шестимесячного нормального ребенка:

  1. Ребеночек сидит в коляске и в детском стульчике. Когда он бодрствует в кроватке, то пытается сесть сам. Если сидеть он еще не может, ничего страшного в этом нет. Подождите несколько недель, прежде чем бить тревогу, ведь не все малыши развиваются строго по графику, норма у всех немного разная.
  2. Когда ребенку 6-7 месяцев, он пытается ползти. Если поверхность ровная и удобная, у него получается ползать. Положите недалеко от ребенка яркую игрушку, стимулируйте его желание подползти к ней — это очень полезное умение. Те, кто в раннем детстве хорошо ползал, не имеют болезней позвоночника в более старшем возрасте (рекомендуем прочитать: когда дети начинают полноценно ползать?). Кроме того, ползание подготавливает ребенка к хождению во взрослой жизни, у него развиваются необходимые мускулы.
  3. Шестимесячный малыш может сам брать предметы. Он пробует их «на зуб», трясет, ударяет друг о друга, пытаясь найти игрушкам применение. В это время зарождается понимание причинно-следственных связей, потряс колокольчик — он зазвенел, выкинул мячик из кроватки — он пропал. У малыша складывается первичное понимание сути вещей.
  4. Карапуз громко смеется, кричит, поет на своем непонятном языке. Он пытается имитировать звуки, которые слышал от родителей. В лепете все еще преобладают гласные звуки, но появляются и согласные.
  5. Маленький человечек очень любит играть с родителями. Он кричит от восторга, когда папа подкидывает его вверх и ловит, ему нравится, когда мама качает его на коленках или на вытянутых ногах. Он любит, когда его кружат, держа под мышками. Только делайте все это осторожно, подальше от мебели, чтобы не навредить маленькому.

Посмотрите видео про поведение полугодовалого малыша — это поможет вам оценить развитие вашего чада.

Сводная таблица навыков и умений малыша в 6 месяцев:

Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность При подтягивании за ручки карапуз присаживется и поднимается на ножки, пытается переступать, опираясь на вю стопу. Пританцовыввает — пружинит на твердой опоре. Подползая и переставляя ручки, передвигается по кроватке (манежу). Переворачивается с животика на спинку. Сидит, но быстро теряет равновесие.
Действия с предметами Манипулирует игрушками, перекладывая их из одной руки в другую. Учится схватывать предметы: сначала находит глазами, затем целенаправленно подводит ручку и берет. Тянет игрушки в рот, «изучая» их не только пальчиками, но и деснами.
Навыки Кушает с ложечки, снимая еду губами. Пьет из чашки (из рук взрослого).
Зрение Развивается острота зрения: малыш изучает объект в деталях, любит мелкие предметы.
Слух Реагирует на интонации, свое имя. Радуется, когда взрослый к нему обращается. Любит музыку — «подпевает».
Эмоции Все больше привязывается к близкому взрослому (маме), появляется настоящая привязанность и любовь. Незнакомцев может воспринимать с тревогой. Общение с близкими обретает ситуативно-деловой характер: малышу нужно, чтобы взрослый вовлекал его в дело, подбадривал, хвалил. Обижеся, если на него не образают внимания или отбирают игрушку.
Речь Произносит отдельные лепетные слоги, а к концу месяца звуков в его лексиконе становится уже около 40, и малыш вовсю лепечет.
Интеллект Все исследует и изучает. Учится узнавать: т.е. соотносит новые впечатления о предмее с теми, что уже знакомы ему. На вопрос «Где…» уже четко отвечает — находит взглядом предмет. Совершает какое-либо действие только лишь для того, чтобы совершить другое, т.е. достичь желаемого — преодалевает трудности.

Поводы для волнения

Есть моменты, которые могут служить поводом для обращения к врачу:

  • если малыш не пытается потанцевать, когда его поддерживают за подмышки в положении стоя;
  • если он не пытается сесть во время бодрствования и не сидит, опираясь на подушки, когда его посадят родители;
  • если при игре он не перекладывает предметы из одной ручки в другую;
  • если он не хочет на ручки;
  • если не прислушивается, не вздрагивает, когда какие-то шумы произведены вне его поля видимости;
  • если он не узнает родителей, не лепечет что-то на своем языке, не улыбается.

Обратившись к врачу в этих случаях, вы получите рекомендации по дополнительным упражнениям с ребенком 6 и более месяцев. Возможно, врач назначит какое-то обследование и лечение.

Прикорм шестимесячного ребенка

Если ребеночек находится на грудном вскармливании, то 6-ой месяц – лучшее время для начала прикорма. Имейте в виду, что речь идет о конце периода. Не вводите новые продукты в меню, если ребенку неполных 6 месяцев. Если малыша кормили молочной смесью, то прикорм надо начать месяца на 2 раньше, поскольку он быстрее набирает вес.

Шестимесячному среднему грудничку уже не хватает материнского молока или смеси, чтобы компенсировать затраты энергии на активное движение — ему нужно больше полезных веществ – белков, жиров, минералов, микроэлементов. В том числе нужны растительные белки.

При позднем введении прикорма малыш труднее адаптируется к взрослой пище, иногда начинаются связанные с дефицитом витаминов болезни – рахит, анемия, гипотрофия, недостаток роста. Он не получает вовремя навык жевания, у него может нарушиться вкусовое восприятие пищи. К тому же, если вводить прикорм позже 7-ого месяца, придется добавлять одновременно несколько продуктов, а это нежелательно – возможно развитие аллергии на какой-либо продукт или нарушение работы пищеварительного тракта. Перед введением прикорма поговорите с педиатром.

Состав прикорма зависит от особенностей малыша. Если он обладает избыточным весом или у него часто бывают запоры, надо начать с овощей — можно сделать пюре из кабачков или цветной капусты (рекомендуем прочитать: как приготовить пюре из кабачков для прикорма?). Подойдет также капуста брокколи. Если малыш худощав, начните с каш, ему подойдут каши из гречки, риса и кукурузы. Пюре делают из вареных овощей блендером. Каши варят на воде без соли и сахара.

Первые прикормы должны состоять из 1 продукта: например, пюре только из кабачков, каша только из гречки. Календарь введения различных продуктов в рацион малыша говорит о том, что смешанные овощные пюре и каши из нескольких злаков лучше вводить в меню после седьмого месяца. Прикармливать стоит в первой половине дня, чтобы в случае плохой реакции малыша – рвоты, болей, поноса, вы могли справиться с ситуацией до вечера. Начинайте прикорм с 1 чайной ложки.

Режим питания

Прикорм удобно начинать летом, когда в продаже есть много качественных овощей. Старайтесь сделать пюре однородным и негустым — блендер позволяет это осуществить. Если пюре получается густым, добавьте в него воду от варки овощей. Каша не должна содержать комков — крупу можно сначала размолоть до состояния муки.

Питание ребенка 6-ого месяца жизни выглядит так: сначала вы даете ½ или 1 чайную ложку прикорма, затем докармливаете малыша молоком. За 10 дней доведите количество прикорма до 180 грамм и полностью замените 1 кормление прикормом. Новый продукт давайте только тогда, когда малыш привык к предыдущему.

Следите, нет ли у ребенка аллергии на какой-либо продукт. Если появится сыпь или красные пятна, исключите последний добавленный продукт. Проверьте, нормальный ли у малыша стул.

Малыш ест пять-шесть раз в день. Режим питания выглядит так:

  • 1 кормление — рано утром дают грудное молоко;
  • 2 кормление — поздним утром дают немного фруктового пюре, затем мамино молоко;
  • 3 кормление — днем дают овощное пюре или кашу;
  • 4 кормление — ранним вечером дают фруктовое пюре, затем грудное молоко;
  • 5 и 6 кормление — на ночь и ночью дают только грудное молоко.

Время кормления может быть разным у разных детей, оно зависит от предпочтений ребенка. Ночью ребенка можно не кормить, если он спит и не требует еды, надо только соблюдать интервал между кормлениями – не меньше 3,5 часов.

Советы доктора Комаровского

Известный педиатр обращает внимание на то, что некоторые трудности в жизни 6 – 7 месячного малыша — это норма. У человечка начинают резаться зубки, поэтому он может беспокоиться и плохо спать. Доктор Комаровский советует подольше гулять с малышом, купать его в прохладной воде, поплотнее накормить на ночь, чтобы он заснул. Перед сном можно сделать ребеночку расслабляющий массаж. Главное — не переживайте, и помните, что все трудности временны. Зубки лезут по очереди и периоды беспокойства долго не длятся. Вес вашего малыша может немного уменьшиться в это время — относитесь ко всему спокойно, тогда будет спокоен и ваш малыш.

Совсем еще недавно ваш малыш был маленьким комочком, который принесли из роддома. Всего за полгода он сильно изменился, вырос, уверенно держит головку, улыбается маме. Развитие ребенка в 6 месяцев поражает своей скоростью, мальчики и девочки делают невероятные успехи, обучаются новому, меняют рацион питания, получают навыки общения, проявляют индивидуальность.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев

Всего полгода прошло с момента рождения вашего карапуза, а он уже вовсе не похож на то беззащитное и крошечное существо, которое вы запечатлевали на первых фото. Пропорции его тела меняются, приближаясь к параметрам, характерным для взрослого человека. За 6 месяцев у крохи мог поменяться цвет глаз, вырасти первый зуб. Многие потеряли первые пушковые волоски и получили новые, уже взрослые.

Вес и рост

Основные показатели, которые используют педиатры для оценки развития малыша, – это вес и рост. Мальчики и девочки имеют массу вдвое большую, чем при рождении. Вес ребенка в полгода варьируется в пределах от 6,8 до 8,4 кг. Допустимы отклонения от этой среднестатистической нормы в 1 кг в большую или меньшую сторону. К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. За шестой месяц они прибавляют 600-650 граммов. Рост ребенка в полгода составляет от 64 до 67 см. Показатели роста считаются в пределах нормы, если больше или меньше приведенных цифр на 3 см.

Развитие 6-месячного ребенка

Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков. Психическое развитие детей в 6 месяцев тоже разнится: юные кокетки раньше начинают лепетать, проявлять эмоциональность. Разница в поведении и физическом развитии не всегда заметна.

Что должен уметь ребенок

Развитие ребенка в возрасте 6 месяцев движется гигантскими темпами. Для шестимесячного периода характерна высокая физическая и эмоциональная активность, быстрота обучения. Можно назвать несколько навыков, которые должны освоить шестимесячные мальчики и девочки. Перечень, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, включает следующие пункты:

  • поднимать тело на вытянутых руках;
  • пытаться ползать;
  • лепетать;
  • самостоятельно переворачиваться на живот, набок;
  • пытаться принять вертикальное положение;
  • самостоятельно садиться;
  • умеет держать игрушки, перекладывать предметы из руки в руку;
  • хорошо держать голову и контролировать ее положение.

Двигательная активность

Когда карапуз рождается, детская нервная система, которая регулирует работу мышечного аппарата, является незрелой. Полугодовалый малыш уже обладает способностью делать осознанные и упорядоченные движения. Нормальное развитие ребенка в полгода проявляется навыками крупной и мелкой моторики. Малыш к 6 месяцам должен научиться переворачиваться, уверенно держать голову, некоторые из детей уже умеют ползать. Удерживание игрушек, ощупывание предметов ладошкой – важные достижения.

Зрительное восприятие

Зрение малышей продолжает развиваться. Мальчики и девочки, достигнув возраста полугода, уже могут фокусировать взгляд на предметах, которые находятся на расстоянии около 8 см от маленького носа. Карапузы различают больше цветов, предметы на дальнем расстоянии приобретают более четкие очертания. Разглядывая игрушки, кроха может щуриться, а от яркого света – жмуриться. Это естественные рефлексы, которые не должны вызывать беспокойства.

Слуховое восприятие

У новорожденного к 6 месяцам активно развиваются слуховые возможности. Карапуз отчетливо слышит негромкие звуки, крутит головой в поисках источника шума. Резкий и громкий звук может испугать ребенка. Даже ночью, когда кроха спит, внезапный шум вызывает беспокойство. Младенцы прислушиваются, когда люди разговаривают, улавливают интонации общения взрослых.Им становятся интересны музыкальные игрушки, погремушки.

Речевые навыки

Помимо двигательных навыков, важнейшим этапом развития является речевая активность. В шестимесячном возрасте кроха уже не только плачет и гулит, но и издает активный лепет. Малыши пробуют произносить слоги, иногда повторяя сочетания букв десятки раз. Если взрослые с радостью реагируют на детское «ма-ма-ма», то карапуз лепечет еще старательнее, будет дальше повторять звуки.

Речевые навыки ребенка в 6 месяцев позволяют карапузу имитировать интонации взрослых, говорить тише или громче, покашливать. В этот этап речевого развития малыш начинает вступать в «диалог». Когда взрослые произносят реплику, кроха молчит, а потом продолжает разговор. Вставляйте фразы, когда карапуз замолчал, и увидите, что ребенок будет на реплики отвечать на своем детском языке.

Психоэмоциональное развитие

Для проявления эмоций кроха уже использует не только плач, но и мимику, звуки, жесты. Малыши показывают настороженность при виде незнакомого человека, проявляют осторожность при попадании в новую обстановку. Ребенок нуждается в эмоциональном общении, старается удерживать внимание близких, особенно мамы. Некоторые мальчики и девочки способны проявлять нежность и ласку, прижимаясь к маме, когда сидят у нее на коленях.

Тест на развитие малыша в полгода

Проводить тестирование нужно в привычных условиях, в момент, когда кроха себя хорошо чувствует, активен и весел. В тест можно включить следующие занятия:

  1. Положите любимую игрушку на расстоянии 20-30 см от карапуза. Малыш должен перевести на игрушку взгляд, выделить среди окружающей обстановки.
  2. Общайтесь с карапузом, меняя мимику. В ответ малыш должен делать попытки повторить выражение лица: улыбаться, хмуриться, морщить лоб.
  3. Дайте крохе игрушку, а затем попробуйте ее забрать. Малыш недоволен? Крепко держит предмет? Значит, все в порядке!

Уход за ребенком в 6 месяцев

Развитие ребенка в 6 месяцев вносит изменения в детское питание и режим. Если до сих пор малыш питался грудным молоком или смесью, то к 6 месяцам вводят прикорм. Пора предлагать грудничку взрослую пищу, контролируя реакцию организма. В рационе малыша постепенно появляются каши, овощи, фрукты. Прежде чем менять питание, проконсультируйтесь с врачом. К детскому питанию нужно подходить продуманно и осторожно, ведь пищеварительная система еще не сформирована полностью. Присматривайтесь к изменениям в детском организме после введения новых продуктов.

Важно соблюдать режим дня. Приемы пищи проводите в одно и то же время, сохраняя равные промежутки. Вместо 3 дневных снов к 6 месяцам остается 2, карапуз может проспать без ночных кормлений 7 часов. Для здоровых малышей важно проводить бодрствование активно. Должно проводиться достаточное число физических упражнений. Делайте массаж, гимнастику, укрепляя мышцы спины, ножек и ручек. Между дневными снами проводите прогулки, играйте с дочкой или сыном. Гигиенические процедуры не претерпевают изменений. Чаще мойте ручки, ведь грудничок много времени проводит на полу.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Огромное влияние на полноценное развитие ребенка с 6 до 7 месяцев оказывают игры и занятия, которые способствуют освоению и закреплению новых навыков. Чтобы научить кроху ползать и переворачиваться, карапуза чаще оставляют на полу, где на некотором расстоянии от него находятся игрушки. Развивать речь младенца можно, читая книги, рассказывая стишки, называя окружающие предметы, цвета, форму, расположение в пространстве.

Психологи и логопеды утверждают, что мелкая моторика – это основа для развития речи. Шестимесячному малышу предложите пирамидки, кубики, грызунки. Разные фактуры материалов, яркие цвета предпочтительны для детей. Под присмотром родителей допустимо использование мелких предметов: пуговиц, фасоли, камушков, крупы. Положите элементы в мешочки и дайте крохе.

Игры

Чтобы развивать речевые навыки, интеллект, логику и способность к общению, недостаточно интересных игрушек. Только взрослый способствует росту достижений, помогает понимать окружающий мир. Для ребенка важны игры, например, вы можете предложить малышу следующие занятия:

  1. Прятки. Есть несколько способов играть. Ребенок может прятаться сам, закрывая лицо ладонями или пеленкой. Помогайте ему, пока он не научится это делать самостоятельно. Радостно приветствуйте кроху, когда «найдете» его. Взрослому можно спрятаться за занавеской или спинкой кроватки. Зовите малыша по имени, дополнительно способствуя развитию слуховых навыков.
  2. Пальчиковые игры. Известные «Сорока-белобока», «Коза рогатая», «Ладушки» будут полезны и интересны вашему ребенку.
  3. Игры с мячом. Небольшой мячик – ваш помощник для развития координации движений, мелкой моторики, сенсорики. Усадите малыша (если нужно, с опорой) и катните мячик так, чтобы он смог поймать его руками.

Упражнения

Когда вы делаете карапузу массаж или проводите сеанс гимнастики, включайте в процедуру ряд упражнений, направленных на физическое развитие крохи. Укрепляйте мышцы спины, живота, массируйте пальчики. Один из проверенных способов укрепить иммунитет, мышечную систему ребенка – посещение бассейна. Для дома используйте следующие упражнения:

  1. Положите кроху на спину, возьмитесь за голени. Согните в колене одну ногу, а вторую распрямите. Меняйте положение ног, укрепляя суставы, мышцы.
  2. Положите ребенка на фитбол животом. Придерживая за спину, покачивайте мяч влево-вправо, вперед-назад. Упражнение эффективно действует на мышцы живота.
  3. Разминайте и легко потягивайте каждый пальчик по очереди. Уделяйте массажу 2-3 минуты каждый день.

Видео для 6-месячного ребенка

Интернет пестрит развивающими мультфильмами, предназначенными для детей от 6 или даже 3 месяцев. Польза от такого видео сомнительна. Специалисты утверждают, что, привлекая карапуза к экрану, вы отрицательно влияете на орган зрения, в некоторой степени ограничиваете двигательную активность. Шестимесячный ребенок еще не может осознанно воспринимать происходящее на экране.

Частые проблемы

Большинство родителей сталкиваются с новыми проблемами, когда карапузу исполняется 6 месяцев. К самым распространенным неприятностям, объясняемым ранним возрастом, относятся следующие:

  1. Дискомфорт от прорезывания зубов. Десны набухают и чешутся, вызывая капризы. Используйте охлаждающие гели, специальные прорезыватели, чтобы минимизировать неприятные ощущения.
  2. Пробуждения по ночам. Часто малыши несколько раз просыпаются за ночь. Улучшить сон крохи поможет купание на ночь и кормление после него. Проследите, чтобы между последним дневным и ночным сном прошло не меньше 4 часов.
  3. Травмы. Возросшая активность приводит к тому, что шансы травмироваться у ребенка увеличиваются. Падения с кровати, удары о мебель при попытках ползти и другие неприятности родители могут предупредить, только если обеспечат постоянный контроль. Осмотрите помещение, где находится карапуз, сделайте его максимально безопасным.

Видео