Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Патриотическое воспитание в детском саду ставит целью научить малышей верности Родине, готовности быть на страже ее интересов, выполнять свой долг перед государством, своим городом и семьей.

В детском саду ↑

В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это комплекс мероприятий гражданской направленности, способствующих формированию единых ценностей у ребенка и его семьи.

Актуальность программы ↑

Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни.

Малыши усваивают, что Родина только тогда станет краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости.

Ребята понимают, что им необходимо многому учиться, чтобы внести свой вклад в развитие города, в котором они живут, будут учиться и работать. Начиная знакомство с малой Родины, дошкольники постепенно усваивают свою принадлежность к большой Родине – России.

Быть гражданином РФ, значит, быть сыном великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.

Цель нравственно-патриотического воспитания детей — сформировать у дошкольников отношения высокой духовной нравственности с активной жизненной позицией, направленной на сохранение и приумножение достижений народа своей страны.

Задачи:

  • Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города.
  • Способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города.
  • Учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению.
  • Воспитывать уважение к труду разных профессий.
  • Развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять.

  • Формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать.
  • Знакомить с символикой российского государства, ее значением для народа и страны в целом.
  • Дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника.
  • Расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах.
  • Воспитывать гордость за россиян, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании.
  • Способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.

Педагогические принципы ↑

Планируя занятия в детском саду, воспитатель учитывает основные принципы работы с детьми:

  • регионализации;
  • непрерывности;
  • доступности;
  • научности;
  • целостности;
  • системности;
  • преемственности;
  • культурообразности;
  • стимулирования детской деятельности.

Структура ↑

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

Вот эта улица, вот этот дом

Цель: Закрепить и расширить знания дошкольников об улицах города, на которых они живут.

Задачи: Познакомить ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них.

Воспитатель раскрывает детям неизведанное на улице, где они проживают, учит замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание малышей на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов.

Вместе дружная семья

Цель: Расширение знаний дошкольников о структуре семьи, необходимости укрепления семейных связей.

Задачи: Развивать интерес к представителям старших поколений, их роли в семейных отношениях. Воспитывать уважение к самым старшим родственникам, желание заботиться о них.

В ходе работы с детьми воспитатель формирует представление о семейных корнях: родители, дедушка с бабушкой, прадеды. Изучение биографии своей семьи может превратиться в увлекательное занятие – оформление родословного дерева, где будет фотография и малыша.

Педагог может оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям малышей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства, профилактике раннего неблагополучия.

Город, в котором я живу

Цель: Раскрыть красоту города, в котором живут дети, показать его социальную значимость в развитии страны.

Задачи: Рассказать дошкольникам, что такое – продукция предприятия города, на котором работают их близкие родственники. Показать значимость производства на мировом рынке. Познакомить детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.

Воспитатель показывает значимость труда родителей дошкольников, их вклад в развитие экономики страны. Ребята знают историю храмов, кому и за какие заслуги воздвигнуты памятники, о чем напоминают нам стелы, братские могилы. Дети, соприкасаясь с историей города, учатся чтить память погибших воинов, заботиться о ветеранах войны и труда.

Наша кладовая

Цель: Познакомить ребят с разнообразием природных богатств родного края, учить бережно и экономно расходовать их.

Задачи: Развивать представление дошкольников о природных ресурсах страны, их добыче и назначении. Учить детей профессиональной ориентации.

Воспитатель вместе с воспитанниками изучает «кладовую» страны и определяют пути ее приумножения. Консультации для родителей помогают комплексному воспитанию у ребят экономии водных, электро-, теплоресурсов. Дети учатся хозяйствованию, плановому распределению материальных благ.

Ожидаемый результат ↑

  1. Младшая группа. Дошкольники знают всех членов семьи, помогают старшим по дому. Знают, в каком городе живут, где находится их дом. Ребята знакомы с объектами культурного назначения. Дети осознают, что они россияне, что их страна самая большая и могучая.
  2. Средняя группа. Ребята могут самостоятельно убирать свои игрушки. Знают, где работают родители, что они делают на производстве. Знакомы с профессиями в детском саду. Умеют бережно относиться к природным ресурсам. Ориентируются в своем городе, могут рассказать о местонахождении тех или иных объектов соцкультбыта.
  3. Старшая группа. Дети имеют свои обязанности в доме, заботятся о старших членах семьи. Знают, какие крупные заводы находятся в городе, что на них выпускают. Знакомы с профессиями взрослых, всех членов семьи. Могут подсказать родителям, как сэкономить тепло в доме, электричество, воду. Ребята знакомы с ветеранами войны и труда, знают, какие праздники им посвящены. Рассказывают о корнях своей семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках. Знают президента, символику РФ, герб своего города.

Формы и методы работы ↑

  • беседы с рассматриванием фотографий;
  • педагогический проект «Мы и Россия – одна семья»;
  • экскурсии на известные объекты;
  • игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
  • КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе?», викторины, брен-ринги, круглый стол;
  • кинолекторий;
  • иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
  • конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
  • обмен традициями семьи;
  • туристические походы с семьей по местам боевой славы;

  • вылазки на природу;
  • кружок «Следопыты-малыши»;
  • создание музея «Никто не забыт».

Игры по воспитанию у детей патриотизма ↑

Вопросы патриотического воспитания дошкольников включаются в план работы ежемесячно, носят систематический целенаправленный характер.

Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников классифицируются на:

  • дидактические: «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
  • настольно-печатные «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
  • подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
  • музыкальные: «Янка», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;

  • спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
  • сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».

Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.

Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, города. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись. Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Видео: Основы гражданского воспитания в ДОУ

Воспитание достойного гражданина своей страны является одной из ведущих задач дошкольного образования. Суть его заключается в создании и реализации продуманной системы педагогических действий, направленных на формирование гражданственного сознания и чувств у ребёнка. Отечественной педагогикой накоплен обширный опыт использования разнообразных средств и методов воспитания и стимулирования патриотического поведения.

Задачи дошкольного образовательного учреждения

Актуальность патриотического воспитания дошкольников ни у кого не вызывает сомнений, особенно в свете тех изменений, которые произошли в нашем обществе в последние десятилетия. Несмотря на малый возраст, дети способны усвоить и прочувствовать довольно сложные понятия, связанные с темой гражданства и любви к своей стране.

Основные цели этого направления работы педагогов в детском саду — в доступной форме познакомить детей с понятием Родина, воспитать в них чувство гордости за свою страну и желание активно участвовать в общественной жизни.

Задачи работы воспитателей детсада формулируются с учётом особенностей возраста воспитанников, характера их семейного воспитания и социальной среды.

Основные из них:

  1. Дать прочные знания о стране, в которой живут дети (моя Родина — Россия, в ней проживают люди разных национальностей; государственный Герб, Флаг и Гимн; природа, чем занимается население и др.).
  2. Воспитывать осознанные убеждения в том, что наша страна нуждается в трудолюбивых руках и образованных специалистах; каждый должен стремиться к упрочению мира и благосостояния Родины.
  3. Формировать навыки правильного общественного поведения, уважительного отношения к людям разных национальностей, желание активно участвовать в жизни детского сада, населённого пункта, страны.
  4. Формировать привычку активной гражданской ответственности за происходящее вокруг.
  5. Воспитывать художественный вкус, интерес к народному творчеству через ознакомление с фольклорными произведениями и народными промыслами.

Нравственное воспитание подрастающего поколения невозможно без объединения усилий всех лиц, оказывающих на него прямое или косвенное влияние: членов семьи, педагогического коллектива образовательного учреждения, работников культурно-досуговой сферы, общественных организаций. Поэтому ещё одной важной задачей детского сада является объединение всех позитивных воздействий на личность ребёнка и исключение негативных.

Работа с родителями в ДОУ

Выбор форм и методов работы с родителями по проблемам воспитания подрастающего гражданина и патриота достаточно велик:

  • Индивидуальные консультации.
  • Групповые и коллективные лекции.
  • Тематические родительские собрания, показательные занятия, совместные с детьми праздничные мероприятия, встречи с известными людьми.
  • Разработка соответствующего наглядного материала с методическими рекомендациями по его использованию, брошюр, оформление тематических «Уголков для родителей».

Цель консультаций для родителей в детском саду — привлечение их к участию в нравственно-патриотическом воспитании детей.

Задачи: убедить их в актуальности этой проблемы, ознакомить с содержанием работы с детьми разных возрастных групп, научить использовать все возможности семейной среды для формирования гражданских чувств у малышей.

Формирование патриотизма

Современное дошкольное образовательное учреждение является центром гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Взращивание духовно богатой личности с активной жизненной позицией основывается на большом объёме знаний о своей стране, о малой Родине, о её культуре и обычаях. Соответственно программы и проекты работы с детьми должны включать в себя такую систему воспитательных методов и средств, которая постепенно расширяет эти знания и приводит ребёнка дошкольного возраста к осознанию себя как равноправного гражданина своей Родины.

Возраст воспитанников

Выбор методов, приёмов и средств воспитания ребёнка зависит от возрастных особенностей его развития:

— малыш 3−4 лет любознателен, доверчив, имеет наглядно-образное мышление. Соответственно, в работе с ним должны преобладать наглядно-действенные, игровые методы и приёмы — показ игрушек и предметов, демонстрация действий с ними, сопровождаемая эмоциональными словесными пояснениями;

— дети средней группы (4−5 лет) ориентируются уже не только на то, что говорят взрослые, но и на то, как они поступают. Поэтому очень важно, чтобы взрослые демонстрировали ребёнку собственные патриотические чувства и поступки, интерес к народному творчеству. Проект по патриотическому воспитанию в средней группе может включать в себя, например, заучивание стихов и песен о Родине, рассматривание военной формы защитников Отечества, народного костюма, предметов и картин быта, природы и т. д. ;

— старший дошкольник (5−7 лет) имеет осознанные представления о своей стране, крае, городе, селе, о родной природе. У него есть идеальный образ гражданина, любящего свою Родину, семью, город, готового на бескорыстный труд на благо общества и на защиту от врагов.

Дети охотно участвуют в тематических мероприятиях по случаю праздничных дат, с интересом занимаются художественным творчеством, активно участвуют в беседах со взрослыми. Дети этого возраста отзывчивы на одобрение своих гражданских поступков со стороны взрослых. Посещение музеев, памятных мест, общественных мероприятий, встречи с интересными людьми укрепляют в них чувство гордости за свой народ.

Полезные беседы

Групповое или индивидуальное занятие в форме беседы по патриотическому воспитанию в старшей группе должно носить ярко выраженный эмоциональный характер и включать в себя разные виды деятельности детей.

План беседы в старшей группе обязательно должен состоять из достаточно краткой, но понятной и убедительной теоретической части: взрослые дают пояснения и демонстрируют наглядный материал по теме занятия.

Очень важно обеспечить активное участие каждого ребёнка во второй, практической части занятия, когда в различных видах его деятельности закрепляются в сознании нравственные представления и знания.

В играх — сюжетно-ролевых, настольных, народных, театрализованных и пр. — дети как бы примеряют на себя героические роли защитников Родины, вживаются в их чувства, мотивы поступков. Это обогащает их эмоциональную сферу, учит сочувствию, сопереживанию.

Изобразительная деятельность, музыкально-литературная — рисование, лепка, аппликация, прослушивание и заучивание песен, литературных произведений побуждают детей к творческому самовыражению собственных чувств и переживаний.

Мероприятия вне занятий

Семейный и общественный социум предоставляет широкие возможности для организации работы с дошкольниками:

  • посещение музеев, выставок с целью ознакомления с экспозициями, рассказывающими об исторических событиях, достопримечательностях, известных людях;
  • познавательные экскурсии к местам боевой и трудовой славы, объяснение значения ритуальных действий (возложение цветов, организация минут молчания) у памятников воинам;
  • участие в общественных мероприятиях, посвящённых историческим датам — уборка и украшение территории, подготовка к концерту, спортивному или фольклорному празднику, изготовление сувениров для ветеранов труда и войны;
  • коллективные творческие работы и их презентации (на родительских собраниях или в других группах сверстников) побуждают к сотворчеству, воспитывают культуру содержательного общения со сверстниками и взрослыми. Например, дети под руководством взрослых могут оформить стенд (альбом) «Это мой любимый город», по очереди побывать в роли экскурсовода;
  • ознакомление с новинками детской литературы, песнями, посещение кино, спектаклей соответствующей тематики и их обсуждение.

Нравственно патриотическое воспитание в детском саду — проект, требующий от воспитателя хорошего знания возрастной психологии и высокой педагогической культуры. Внимания требуют и дети других национальностей, воспитывающиеся в ДОУ. Ознакомление с их культурой, обычаями, творчеством, бытом раскрывает перед детьми широкое многообразие мира, воспитывает интерес и стремление к культурному и творческому сотрудничеству.

На занятиях и вне занятий детям можно предложить полюбоваться национальными нарядами, игрушками, посудой, сравнить их элементы, почитать сказки, послушать песни, попробовать национальные блюда, поиграть в игры разных народов, заучить слова приветствия или прощания и пользоваться ими в быту.

https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou66/page2420315.htm

https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/09/18/metodicheskie-rekomendatsii-po-teme-nravstvenno

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/11/05/osnovnye-vidy-deyatelnosti-detey-v-dou