Основные методы обучения как приемы педагогики

Термин
“метод” происходит от греческого слова
“methodos”, что означает путь, способ
продвижение к истине.

В
педагогике имеется множество определений
понятия “метод
обучен
ия”.
К ним можно отнести следующие: “методы
обучения – это способы взаимосвязанной
деятельности учителя и учеников,
направленные на решение комплекса задач
учебного процесса (Ю.К. Бабанский); “под
методами понимают совокупность путей
и способов достижения целей, решение
задач образования” (И.П. Подласый);
“метод обучения – это опробованная и
систематически функционирующая структура
деятельности учителей и учащихся,
сознательно реализуемая с целью
осуществления запрограммированных
изменений в личности учащихся” (В.
Оконь)
. Методу обучения можно дать и
такое определение: это способ упорядоченной
деятельности субъекта и объекта учебного
процесса, направленный на достижение
поставленных целей обучения, развития,
воспитания
. Уже в этих определениях
метод выступает как многомерное явление,
как сердцевина учебного процесса
. Он
выступает механизмом реализации
поставленных целей, во многом определяет
конечные результаты учебного процесса.

Каждый
метод обучения характеризуется тремя
признаками: обозначает цель обучения;
способ усвоения; характер взаимодействия
субъектов обучения.

Прием– это составная часть или отдельная
сторона метода, т.е. частное понятие по
отношению к общему понятию “метод”.
Отдельные приемы могут входить в состав
различных методов.

В
процессе обучения методы и приемы
находятся в различных сочетаниях. Один
и тот же способ деятельности учащихся
в одних случаях выступает как
самостоятельный метод, а в другом – как
прием обучения. Например, объяснение,
беседа являются самостоятельными
методами обучения
. Если же они эпизодически
используются преподавателем в ходе
практической работы для привлечения
внимания учащихся, исправления ошибок,
то объяснение и беседа выступают как
приемы обучения, входящие в метод
упражнения.

Методы обучения –
категория историческая. Уровень развития
производительных сил и характер
производственных отношений оказывают
влияние на общие цели обучения
. С
изменением целей меняются и методы
обучения. Так, в древние времена
преобладали методы обучения, основывавшиеся
на подражании
. С момента организации
школ появились словесные методы обучения.
Словесные методы обучения доминировали
в средние века.

В педагогической
литературе называется разное количество
методов обучения – от двадцати до ста
и более. К числу наиболее употребительных,
используемых методов относятся: 1)
рассказ; 2) беседа; 3) лекция; 4) показ
иллюстраций; 5) показ демонстраций; 6)
упражнения; 7) самостоятельная работа
с книгой; 8) контрольные работы; 9) методы
программированного контроля и т.д.

В психолого-педагогической
литературе выделено немало причин,
влияющих на выбор методов обучения:

• цель
обучения;

• уровень
мотивации обучения;

• реализация
принципов, закономерностей обучения;

• количество
и сложность учебного материала;

• уровень
подготовленности учащихся;

• возраст
учащихся;

• время
обучения;

• материально-технические,
организационные условия обучения;

• применение
методов на предыдущих уроках;

• тип
и структура занятий;

• взаимоотношения
между учителем и учащимися, которые
сложились в процессе учебного труда;

• уровень
подготовленности учителя.

Ни один из методов не
является универсальным, хороших
результатов в дидактической работе
можно достигнуть только при использовании
многих методов.

Средствами
обучения являются все приспособления
и источники, которые помогают учителю
учить, а ученику учиться, т.е. то, что
помогает ему организовать познавательную
деятельность учащихся
. К средствам
обучения могут быть отнесены: учителя,
учебники, учебные пособия, книги, радио,
телевидение, компьютеры, наглядные
пособия и т.д
.

В педагогике нет
единого подхода к классификации методов
обучения. Существует около десяти
классификаций методов
. Наличие различных
точек зрения на проблему классификации
отражает естественный процесс
дифференциации и интеграции знаний о
них. В связи с тем, что разные авторы в
основу подразделения методов обучения
на группы и подгруппы кладут разные
признаки, существует ряд классификаций.

Одна из первых
классификаций относится к концу 20-х
годов ХХ века и связана с именем Б.В.
Всесвятского, который описал две
категории методов – методы передачи
готовых знаний и методы искания
(исследования).

Назовем наиболее
обоснованные классификации методов
обучения в дидактике.

1. Традиционная
классификация по источнику знаний.
Сначала выделялись практические,
наглядные, словесные методы (Д.О.
Лордкипанидзе, Е.Я. Голант), затем эта
система дополнилась и другими –
современными, связанными, например, с
техническими средствами обучения
.

2. Классификация методов
по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве общего
признака классификации выступают
последовательные этапы, через которые
проходит процесс обучения на уроке.
Выделяются следующие методы:

• приобретение
знаний;

• формирование
умений и навыков;

• применение
знаний;

• творческая
деятельность;

• закрепление;

• проверка
знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов
обучения по характеру познавательной
деятельности учеников (И.Я
. Лернер, М.Н.
Скаткин)
.

Поскольку успех
обучения в решающей степени зависит от
направленности и внутренней активности
обучаемых, то именно характер деятельности,
степень самостоятельности и творчества
учащихся должны служить важным критерием
выбора. Ученые выделили пять методов
обучения, причем в каждом из последующих
степень активности и самостоятельности
в деятельности обучаемых нарастает:

• объяснительно-иллюстративный;

• репродуктивный;

• проблемное
изложение;

• частично-поисковый;

• исследовательский.

4. По дидактическим
целям выделяется две большие группы
методов обучения:

– методы, способствующие
первичному усвоению учебного материала;

– методы, способствующие
закреплению и совершенствованию
приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т.
Огородников и др.)

5. Ю.К. Бабанский в
основу классификации методов обучения
кладет теорию деятельности человека,
основными элементами которой являются:
а) организация действий; б) регулирование
деятельности личности прежде всего
разнообразными способами ее стимулирования
и в) контроль за ходом деятельности
. На
этой основе Ю.К
. Бабанский выделяет три
группы методов:

• методы
организации и осуществления
учебно-познавательной деятельности;

• методы
стимулирования и мотивации
учебно-познавательной деятельности;

• методы
контроля и самоконтроля за эффективностью
учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих
классификаций имеет определенное
основание и позволяет с различных сторон
осмысливать сущность методов обучения.
Однако в дидактическом отношении
наиболее практичной представляется
классификация известного белорусского
педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет
пять групп методов обучения:

• методы
устного изложения знаний учителем и
активизации познавательной деятельности
учащихся: рассказ, объяснение, школьная
лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации
при устном изложении изучаемого
материала;

• методы
закрепления изучаемого материала:
беседа, работа с учебником;

• методы
самостоятельной работы учащихся по
осмыслению и усвоению нового материала:
работа с учебником, лабораторная работа;

• методы
учебной работы по применению знаний на
практике и выработке умений и навыков:
упражнения, лабораторные работы;

• методы
проверки и оценки знаний, умений и
навыков учащихся: повседневное наблюдение
за работой учащихся, устный опрос
(индивидуальный, фронтальный, уплотненный),
выставление поурочного балла, контрольные
работы, проверка домашних работ,
программированный контроль, тестирование.

Ни одна из рассмотренных
классификаций методов не свободна от
недостатков. Практика богаче и сложнее
любых самых искусных построений и
абстрактных схем
. Поэтому поиски более
совершенных классификаций, которые
внесли бы ясность в противоречивую
теорию методов и помогали бы педагогам
совершенствовать практику, продолжается.

Характеристику
методов обучения необходимо осуществлять
по следующему плану: сущность метода,
требования к его применению, методика
(система приемов, при помощи которых
реализуется данный метод). В качестве
примера раскроем суть беседы как метода
обучения.

Беседа
является диалогическим
методом изложения учебного материала
(от греч. dialogos – разговор между двумя
или несколькими лицами), что уже само
по себе говорит о существенной специфике
этого метода
. Сущность беседы заключается
в том, что учитель путем умело поставленных
вопросов побуждает учащихся к рассуждению
и анализу в определенной логической
последовательности изучаемых фактов
и явлений и самостоятельному формулированию
соответствующих теоретических выводов
и обобщений.

При проведении беседы
по осмыслению нового материала необходимо
ставить вопросы так, чтобы они требовали
не односложных утвердительных или
отрицательных ответов, а развернутых
рассуждений, определенных доводов и
сравнений, в результате которых учащиеся
вычленяют существенные признаки и
свойства изучаемых предметов и явлений
и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь
четкую последовательность и направленность,
что позволит учащимся осмысливать
внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод
обучения не может обеспечить достижения
всех дидактических целей, в частности
формирования практических умений и
навыков. Поэтому целесообразно применять
ее в сочетании с другими методами.

Беседа при сообщении
новых знаний может идти индуктивным
(т.е. от частных известных наблюдаемых
явлений к общим выводам) или дедуктивным
путем (от общего положения к частным
случаям).

По назначению в учебном
процессе выделяют следующие виды беседы:
вводные или вступительные (организующие);
сообщения новых знаний; закрепляющие;
контрольно-коррекционные.

Вводная беседа
проводится в начале урока или другого
учебного занятия. С ее помощью
обеспечивается подготовка учащихся к
восприятию и усвоению нового учебного
материала
. Такого вида беседа способствует
пониманию значения предстоящей работы,
формирует представления о ее содержании,
специфике и особенностях.

При сообщении новых
знаний беседа строится в форме вопросов
и ответов преимущественно при анализе
прочитанных текстов, запоминании ответов
(катехизическая). Она способствует
подведению учащихся за счет умело
поставленных вопросов, имеющихся у них
знаний и жизненного опыта к усвоению
новых знаний, определению понятий,
поиску метода решения задачи
. Грамотно
организованная беседа создает субъективное
впечатление, что ученик сам сделал
“открытие”, проделал сложный путь к
научной истине.

Закрепляющие
беседы применяются для углубления,
обобщения и систематизации знаний. Они,
как правило, проводятся в конце урока
изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные
беседы могут быть организованы как
фронтальные или индивидуальные.
Применяются с целью определения уровня
усвоения знаний у учащихся, их коррекции,
уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность
беседы зависит от тщательной подготовки
учителя, продуманности вопросов, их
логической последовательности. Вопросы
должны развивать все виды мышления,
соответствовать уровню развития
учащихся
. Со стороны учащихся ответы
должны быть осознанными, аргументированными
и правильно сформулированными.

Педагогическая
функция беседы состоит в том, чтобы
использовать знания и личный опыт
учащихся в целях активизации их
познавательной деятельности. Беседа
требует продуманности и четкости
постановки вопроса. Развивающий эффект
беседы проявляется в формировании у
учащихся умений четко и быстро мыслить,
анализировать и обобщать, ставить точные
вопросы, кратко говорить и ясно выражать
свою мысль
. Беседа наиболее эффективна:

– для
подготовки учащихся к работе на уроке;

– ознакомления
их с новым материалом;

– систематизации
и закрепления знаний;

– текущего
контроля и диагностики усвоения знаний.

Классификация методов обучения

В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает потребность в их классификации, помогающей выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, тем самым способствуя целесообразному и более эффективному их использованию.

Единой классификации методов обучения не существует. Это связано с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы закладывают разные признаки, отдельные стороны процесса обучения.

Рассмотрим три наиболее распространенные классификации методов обучения.

1. Классификация методов обучения по дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве критерия подразделения методов на группы по этой классификации выступают цели обучения. Такой критерий в большей степени отражает деятельность преподавателя по достижению обучающей цели. В данной классификации выделяют следующие методы обучения:

  1. приобретения знаний;
  2. формирования умений и навыков;
  3. применения знаний;
  4. закрепления и проверки знаний, умений, навыков (методы контроля).

2. Классификация методов обучения по источнику знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант, Е.И. Перовский). Это более распространенная классификация. Рассмотрим ее подробнее.

Существует три источника знаний: слово, наглядность, практика. Соответственно выделяют словесные методы (источником знания является устное или печатное слово), наглядные (источником знания служат наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) и практические (знания и умения формируются в процессе выполнения практических действий).

Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Рассказ – это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме.

Если с помощью рассказа в процессе обучения не удается обеспечить ясное и четкое понимание тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение – это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих основы истинности данного суждения.

Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные беседы (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы задаются группе учащихся) и фронтальные (вопросы адресованы всем учащимся).

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места бесед в дидактическом процессе выделяют различные их виды: вводные, или вступительные; беседы-сообщения новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, или закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой, обилием сообщаемой информации, логикой изложения материала, системным характером освещения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Лекция, применяемая для обобщения, повторения пройденного материала, называется обзорной.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии – стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Работа с книгой (учебником) также является одним из важнейших словесных методов обучения. Главное достоинство данного метода – возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

  1. конспектирование – краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, т.к. в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;
  2. тезирование – краткое изложение основных идей в определенной последовательности;
  3. реферирование – обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания и формы;
  4. составление плана текста – разбивка текста на части и озаглавливание каждой из них; план может быть простой и сложный;
  5. цитирование – дословная выдержка из текста. При таком приеме работы необходимо соблюдать следующие условия: цитировать корректно, не искажая смысла; приводить точную запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);
  6. аннотирование – краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;
  7. рецензирование – написание рецензии, т.е. краткого отзыва о прочитанном с выражением своего отношения к нему;
  1. составление справки. Справка – сведения о чем- либо, полученные в результате поисков. Справки бывают биографические, статистические, географические, терминологические и др.;
  2. составление формально-логической модели – словесно-схематического изображения прочитанного;
  3. составление тематического тезауруса – упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу или всей дисциплине;
  4. составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) – составление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;
  5. пиктографическая запись – бессловесное изображение.

Мы рассмотрели словесные методы обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы.

К наглядным методам обучения относятся такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств. Они предполагают наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметами, явлениями, процессами. Применяются во взаимосвязи со словесными и практическими методами.

Наглядные методы условно подразделяются на метод демонстраций и метод иллюстраций.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством.

Метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая друг друга. Когда процесс или явление должны восприниматься в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Их главное назначение – формирование практических умений и навыков. К таким методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнение – многократное (повторное) выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества.

Различают устные, письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Главное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения Применение их помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

Любые упражнения в зависимости от степени самостоятельности учащихся могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

Для активизации учебного процесса, сознательного выполнения учебных заданий используются комментированные упражнения. Сущность их состоит в том, что учащиеся комментируют выполняемые действия, вследствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Лабораторные работы как метод обучения основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, опытов с использованием приборов, инструментов, т.е. с применением специального оборудования. Работа может проводиться индивидуально или в группах. От учащихся требуется большая активность и самостоятельность, чем во время демонстрации, где они выступают пассивными наблюдателями, а не участниками и исполнителями исследований.

Лабораторные работы не только обеспечивают приобретение учащимися знаний, но и способствуют формированию практических умений, в чем, безусловно, их достоинство.

Практические работы носят обобщающий характер, проводятся после изучения крупных разделов, тем.

К особому виду относятся практические занятия, которые проводятся с использованием тренажеров, обучающих и контролирующих машин.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемых по источникам знаний. Эту классификацию неоднократно и достаточно обоснованно в педагогической литературе подвергали критике, так как она не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, степень их самостоятельности в учебной работе.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся (ИЛ. Лернер, М.Н. Скаткин).

Характер познавательной деятельности – это уровень мыслительной активности учащихся. По этой классификации выделяют следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Познавательная деятельность учащихся сводится к запоминанию готовых знаний, которое может быть и неосознанным, т.е. имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

Репродуктивный метод предполагает, что преподаватель сообщает, объясняет информацию в готовом виде, а учащиеся усваивают ее и могут воспроизвести по заданию преподавателя. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество репродуктивного метода, как и объяснительно-иллюстративного, – экономичность. Этот метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Оба метода характеризуются тем, что обогащают знания, умения, формируют особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Такая цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть данного метода заключается в том, что преподаватель ставит задачу и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Обучаемые не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли обучающего или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений преподавателя, они учатся разрешению проблем.

Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Метод получил свое название вследствие того, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь частично. Преподаватель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческий поиск учащимися знаний. Этот метод используется главным образом для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять полученные умение и навыки в жизни.

Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Существуют и другие классификации методов обучения.

Некоторые авторы во второй половине XX столетия в особую группу стали выделять активные и интенсивные методы обучения. Они считают, что традиционная технология обучения, направленная на то, чтобы ученик слушал, запоминал, воспроизводил сказанное учителем, слабо развивает познавательную активность учащихся. Активные и интенсивные методы, по их мнению, располагают значительными возможностями в этом направлении.

Активные методы обучения – это такие методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относятся дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговая атака, внеконтекстные операции с понятиями и др.

Интенсивные методы используются для организации обучения в короткие сроки с длительными одноразовыми сеансами («метод погружения»). Применяются эти методы при обучении бизнесу, маркетингу, иностранному языку, в практической психологии и педагогике.

В настоящее время активно разрабатываются направления в педагогике, использующие скрытые возможности обучаемых: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне; фармакопедия – обучение с помощью фармацевтических средств. Достигнуты неплохие результаты при их применении в процессе изучения иностранных языков и некоторых специальных дисциплин.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.