Основные цели трудового воспитания детей

Трудовое
воспитание дошкольников — целенаправленный
процесс формирования у детей положительного
отношения к труду, желания и умения
трудиться, нравственно ценных качеств,
уважения к труду взрослых.

Воспитательный
характер труда отмечали (Я.А. Коменекий,
Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский,
А.С
. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.)
и современных исследованиях (Р.С
. Буре,
Г.Н. Година, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева,
Д.В
. Сергеева, А.Д. Шатова и др.).

Цель
всей системы трудового воспитания —
нравственно-психологическая и
практическая подготовка детей к
добросовестному труду на общую пользу
и формирование начал трудолюбия. В
детском саду эта цель решается в
соответствии с возрастными возможностями
детей, а также особенностями их трудовой
деятельности.

Задачи

трудового
воспитания детей дошкольного возраста:

I.
Воспитание положительного отношения
к труду взрослых, стремление оказывать
им посильную помощь.

2.
Формирование трудовых умений и навыков
и их дальнейшее совершенствование,
постепенное расширение содержания
трудовой деятельности.

3.
Воспитание у детей положительных
личностных качеств: привычки к трудовому
усилию, ответственности, заботливости,
бережливости, готовности принять
участие в труде.

5.
Воспитание положительных взаимоотношений
между детьми в процессе труда — умение
работать согласованно и дружно в
коллективе, оказывать помощь друг
другу, доброжелательно оценивать работы
сверстников, в корректной форме делать
замечания и давать советы.

Требования
к организации детского труда

I.
Систематичность детского труда.

2.
Посильность рабочей нагрузки.

3.
Подбор оборудования для труда.

4.
Создание в группе трудовой атмосферы.

Наиболее
приемлемыми для дошкольников являются
четыре вида труда: Самообслуживающий
труд,

Хозяйственно-бытовой
,Труд
в природе (сельскохозяйственный
труд
,Ручной

Формы
организации труда детей в разных
возрастных группах

Выбор
той или иной формы организации трудовой
деятельности зависит, прежде всего,
от:

1)
возрастных и психофизиологических
возможностей детей;

2)
уровня трудового опыта детей;

3)
конкретных воспитательных задач,
которые ставит воспитатель, когда
организовывает трудовую деятельность;

4)
содержания труда.

Формами
организации труда детей

Трудовые
поручения –
это
возложение на ребенка конкретного
задания, которое он должен выполнить
сам или с кем-нибудь из сверстников.
Дежурства

это трудовые обязанности детей.
Коллективный
труд –
это
выполнение трудового задания одновременно
всеми детьми группы, чаще старшими
дошкольниками.

25

Задачи

, содержание и средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ — педагогический процесс,
направленный на совершенствование
форм и функций организма человека,
развитие физических качеств, способностей,
формирование двигательных навы­ков
и умений, специальных знаний в области
физической культуры и спорта.

Гармоническое
развитие дошкольника предусматривает
разносто­роннее физическое воспитание.

Задачи


физического воспитания

в дошкольном детстве, сохраняя целевую
направленность, конкретизируются с
учетом анатомо-физиологических и
психологических особенностей.

Оздоровительные
задачи направлены на охрану и укрепление
здоровья ребёнка, обеспечение
своевременного и полноценного физического
развития форм и функций организма
(костная система, мышечная,
сердечно-сосудистая, дыхательная,
нервная сис­темы, внутренние органы,
кожа), борьбу с заболеваниями, закалива­ние,
повышение сопротивляемости организма
под влиянием внешней среды.

Образовательные
задачи включают формирование двигательных
навыков, развитие движений, привитие
навыков правильной осанки, навыков
гигиены, первоначальных знаний, связанных
с физкультурными занятиями и освоением
культурно-гигиенических навыков.

Воспитательные
задачи включают обеспечение бодрого
уравновешенного состояния ребёнка,
необходимость выработки у детей
потребности, привычки к ежедневным
занятиям физическими упражнениями,
умения самостоятельно заниматься этими
упражнениями дома и в дошкольном
учреждении, развития нравственно-волевых
качеств, положительных черт характера,
двигательных качеств, способностей;
содействие умственному, трудовому,
эстетическому, нравственному воспитанию.

Все
эти задачи решаются комплексно, на
основе соответствующих принципов.
Основные принципы
физического воспитания дошкольников:

– высшая
роль воздействия среды, воспитания и
обучения в физическом развитии, связь
физического развития с общим развитием
ребенка;

– всесторонность
физического воспитания;

– эмоционально-положительное
влияние игры в системе физического
воспитания;

– систематичность
и последовательность, в работе по
физическому воспитанию;

– учёт
индивидуальных особенностей детей в
физическом воспитании;

– сознательность
и активность детей при овладении
движениями, гигиеническими навыками.
В процессе физического воспитания и
обучения применяются общепедагогические
принципы — наглядности, доступности и
т.д.

«Основными
средствами физического воспитания

дошкольников являются: 1) гигиенические
факторы (режим дня, гигиена одежды,
обуви, гигиеническая обстановка,
культурно-гигиенические навыки). Они
повышают эффективность воздействия
физических упражнений на организм
ребенка, а также содействуют нормальной
работе всех внутрен­них органов и
систем. 2) Естественные силы природы
(солнце, вода воздух) усиливают
положительное воздействие физических
упражнений на организм и повышают
работоспособность ребенка и используются
для его закаливания.3) Физические
упражнения — основное средство физического
воспитания
. Они используются для решения
оздоровительных, образовательных и
воспитательных задач, содействуют
осуществлению умственного, нравственного,
эстетического и трудового воспитания
дошкольников, а также являются средством
лечения при многих заболеваниях
. Все
эти средства физического воспитания
имеют свои характеристики, методы и
пути осуществления для детей разного
возраста
.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников — формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

  1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
  2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.

Виды труда и задачи

ФГОС ДО предполагает следующие виды труда:

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд

    природный

    ;

  • ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

Вид труда

Задачи

самообслуживание

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

хозяйственный

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка;
  • учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

природный

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
  • учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.

ручной

  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых.

Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

Трудовая деятельность в отношении природы помогает детям повысить свое настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка.

Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких.

Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.

Формы организации трудовой деятельности

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

Поручения – самое приятное и эффективное средство воспитания и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно.

Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие.

Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения.

Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других.

Дежурства – определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга.

Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Как правильно распределять занятия?

Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников, необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов деятельности учитывать возрастные особенности.

Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.

Неверное планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС ДО и его итог

Действие

Итог

Воспитатель использует в один день все три формы трудовой деятельности.

Задачи

трудового воспитания дошкольников реализуются в слабой мере, за счет сильной нагрузки на детей. Воспитанники считают себя не личностями, а подчиненными, от которых требуют много работы.

Воспитатель использует одну форму деятельности в неделю.

Поскольку во всех видах форм задействовать всех детей абсолютно невозможно, то трудовое воспитание в соответствии с ФГОС будет проявляться только у части воспитанников, которая была больше задействована в деятельности.

Воспитатель неправильно рассчитывает степень сложности заданий.

Для маленьких детей он дает сложные задания, а ребятам из старшей группы – простые и легкие. Такой подход вызовет у детей негативное отношение к трудовой деятельности, поскольку им будет либо очень легко, либо слишком сложно. Более того, данный метод может полностью отбить желание трудиться и уважать людской труд.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо грамотно распределять обязанности детей в процессе трудового воспитания.

Возможные варианты заданий для разных возрастов

С целью максимально точно реализовать задачи трудового воспитания дошкольников была составлена примерная таблица видов деятельности для каждой группы. Ознакомиться с ней можно ниже.

Группа

Варианты заданий

Ясельная\Младшая

Две группы объединены в один тип, так как возраст малышей и их возможности примерно одинаковы. В этом возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, если же улица, то одна небольшая клумба), отнести небольшой предмет из одного места в другое, повесить свою одежду сушиться. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются.

Средняя

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе, аккуратно развесить свои вещи, красиво расставить игрушки и т.д.

Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности – дежурством. Самое первое дежурство – по столовой. Детям необходимо следить, чтобы на столах у каждого были приборы, хлеб, сыр и внимательно наблюдать, чтобы все воспитанники помыли руки перед едой. Возможно также поручить дежурным подать на стол фрукты или овощи, но не полностью на стол, а по 2 штуки.

Старшая

В старшей группе дети уже более взрослые, и их возможности значительно расширились. Теперь стоит вводить такой вид трудового воспитания, как коллективная работа. Рекомендуется начать с интересной и увлекательной деятельности. Хорошей коллективной работой в таком возрасте будет выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то — за достаточным солнечным освещением. Таким образом воспитатель формирует у дошкольников чувство любви и заботы к окружающей среде и способность выполнять работу в коллективе.

Подготовительная

Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в данной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни – школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д.

Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.

Труд и родители

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду.

Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное – ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное – если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования – лишь выдумка, то их можно не выполнять.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно чаще устраивать родительские собрания, где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие.

Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей. Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша – приложить все усилия, чтобы ребенок научился.

Гигиенические условия

Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.

Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов.

Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению.

Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для формирующегося позвоночника.

Важность трудового воспитания дошкольников

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.

Заключение

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в таблицах, приведенных в статье, подробно раскрывает суть и проблемы формирования трудолюбия.

Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.

Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

И помните, только вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!

МДК.02.02. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Теоретические вопросы:

1. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста.

2. Своеобразие трудовой деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

3. Содержание и методика руководства самообслуживанием в разных возрастных группах.

4. Содержание и методика руководства трудом в природе в разных возрастных группах.

5. Содержание и методика руководства хозяйственно-бытовым трудом в разных возрастных группах.

6. Содержание и методика руководства ручным трудом в разных возрастных группах.

7. Содержание и своеобразие использования поручений в разных возрастных группах.

8. Содержание и своеобразие использования дежурств в работе с детьми разных возрастных групп.

9. Содержание и своеобразие коллективного труда в разных возрастных группах.

10. Планирование трудовой деятельности детей в дошкольной образовательной организации.

11. Условия организации трудовой деятельности в ДОУ.

12. Использование художественных средств трудового воспитания в разных возрастных группах.

Ответы:

Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста

Труд– это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей.

Трудовое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения готовности трудиться положительного отношения к труду.

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ дошкольников — целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

Трудовое воспитание тесно связано с:

1. Нравственным воспитанием: Формирование нравственно-волевых качеств – усидчивость, ответственность, добросовестность; формирование положительных взаимоотношений между детьми – взаимопомощь, поддержка, умение договориться.

2. Физическим воспитанием: развитие мускулатуры, произвольность, координированность, точность движений.

3. Экономическим воспитанием: формирование бережного отношения к природе, результатам деятельности человека, понимания, что труд оплачивается.

4. Умственным воспитанием: Удовлетворяет потребность в общении, развивает мышление, требует внимания, памяти.

5. Эстетическим воспитанием: через приучение детей к порядку, создание красивых вещей, знакомство с творческими профессиями людей.

Таким образом, трудовое воспитание в единстве со всеми остальными сторонами воспитания обеспечивает всестороннее развитие подрастающего поколения.

Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Цель всей системы трудового воспитания — нравственно-психологическая и практическая подготовка детей к добросовестному труду на общую пользу и формирование начал трудолюбия. В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Разными исследователями задачи трудового воспитания были сформулированы по – разному.

В основе классификации Ю.К.Бабанского и В.И.Логиновой лежат две группы задач:

— Помощь ребенку в овладении трудовой деятельностью (в освоении структуры деятельности, приобретении трудовых навыков и умений);

— Развитие личности ребенка (развитие свойств и качеств личности, формирование взаимоотношений).

Более подробно, на пять групп задачи трудового воспитания были разделены Валентиной Геннадиевной Нечаевой:

— задачи воспитания положительного отношения к труду взрослых (эти задачи осуществляются во всех возрастных группах детского сада, т.к. у детей на этой основе формируются представления о необходимости труда в жизни и его общественном характере);

— задачи, направленные на формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование (накрывание на сто, в мл. возрасте дети учатся лишь выполнять последовательность действий, в старшем возрасте повышаются требования к качеству, темпу выполнения, умению проявлять смекалку);

— задачи, направленные на воспитание у детей некоторых личностных качеств (привычку трудиться, ответственность, заботливость, бережливость);

— задачи воспитания навыков своей и общей работы (умение заранее готовить атрибуты, убирать рабочее место после труда, планировать свою деятельность);

— задачи формирования положительного отношения между детьми в процессе труда (умение договариваться, работать дружно, согласованно, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать).

Современные авторы выделили цель трудового воспитания и его задачи: (Л.В.Куцакова).

Трудовое воспитание начинается в жизни человека с самого юного возраста не зря. Ведь именно благодаря раннему началу занятий закладывается отношение к трудовой деятельности, формируются основные навыки коллективного труда, ребенок знакомится с дисциплиной и учится быть ответственным. В будущем это помогает определиться не только с будущей профессией, но и стать полезной ячейкой общества.

Разновидности и задачи труда

В младшем возрасте закладывается характер человека, формируется бережное отношение к работе, познается мир. Достигается это только посредством приобщения дошкольника к труду, который соответствует его возрасту и способностям. Главными задачами трудового воспитания в детском саду являются:

  • С уважением относиться к работе старших и сверстников и учиться помогать.
  • Научиться выполнять поставленные задачи, с постепенным усложнением процесса.
  • Развить бережное и аккуратное отношение к окружающим предметам и людям.
  • Работать в группе.
  • Логически выстраивать цепочку действий с целью достижения скорейшего результата.

Учитывая возраст и индивидуальные способности ребенка, подбирается определенная программа, направленная на воспитание в дошкольнике нужных качеств, развитие умственного мышления и способности быстро приспосабливаться к различным условиям. В зависимости от поставленных задач выделяют несколько видов трудовой деятельности в детском саду:

  • самообслуживание;
  • ручной и творческий;
  • хозяйственно-бытовой;
  • работа с природным миром.

Каждый из них крайне необходим.

Самообслуживание как вид воспитания

На определенном этапе развития у малыша все чаще появляется желание сделать все самостоятельно. Это стремление нужно всячески поощрять и направлять ребенка, так как это учит опрятности и чистоте, порядку. Старание самому одеваться, есть, умываться способствуют развитию памяти и моторики и являются важным этапом становления независимой личности. Обучение самообслуживанию в ДОУ происходит на протяжении всего периода посещения начиная с ясельной группы.

Если справиться у карапуза с первого раза не получается, он может в последующем отказываться от выполнения задачи. Очень важно, чтобы действия были добровольными, нельзя принуждать и наказывать. Здесь на помощь приходят воспитатели, которые мягко и терпеливо помогают советами и примером. Особенно легко новая информация воспринимается в виде игры. Родители же, стремясь помочь побыстрее сделать дело, в этом случае только могут навредить вырабатыванию самостоятельности ребенка и способствуют развитию лени.

Приучение к хозяйственно-бытовому труду

Еще одним из видов деятельности в детском саду является занятие обычными бытовыми «домашними» делами. Этот метод воспитания помогает научиться ценить чужой труд, формирует вежливое отношение к одногруппникам, развивает память. Одобрение старшими стимулирует желание развивать свои навыки и учиться помогать окружающим. К началу школы ребенок обычно способен сам застилать свою постель, помогать накрыть на стол, наводить порядок после игры, подметать, стирать свои вещи и выполнять другие мелкие поручения.

Познание природы посредством труда

Наблюдая за окружающим миром, малыш получает огромное количество информации, учится бережно относиться к живым существам. Взаимоотношения с природой как нельзя лучше складываются через воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности. Осуществляется это организацией кормления животных, поливанием цветов, сбором фруктов на садовом участке. Такая работа обычно с радостью принимается ребенком и доставляет ему только удовольствие.

Формирование творческих навыков

Один из видов труда дошкольников — ручной. Это самый увлекательный процесс для ребенка. Всевозможные поделки отлично развивают фантазию, знакомят с разнообразными материалами и формами, улучшают координацию своими движениями, учат концентрировать внимание и способствуют усидчивости. Темы занятий по художественно-бытовому труду тщательно продумываются педагогами, создается картотека и программа обучения. Каждое такое занятие отличается по содержанию и направляется на развитие разнообразных навыков и способностей.

В основном полномасштабный ручной труд в средней группе детского сада только начинается. Но знакомство с карандашами и пластилином детки получают еще в младшей группе. В это время им интересен сам процесс и материал поделки, а уже в более старшем возрасте ребенок становится заинтересован результатом работы.

Возрастные особенности трудового воспитания

Дошкольное воспитание прежде всего должно быть безопасно для здоровья и не перегружать психику ребенка. То есть все материалы для труда должны быть гигиеничными, рабочий процесс обязан соответствовать санитарным нормам и правилам. Время работы должно быть индивидуальным для каждой возрастной группы и составлять 10−15 минут для ребят младшего возраста и 30 минут для детей подготовительной группы. Можно выделить несколько основных форм организации детского труда в зависимости от возраста:

  • Поручение — обращение к ребенку с просьбой выполнить определенное действие. Для самых маленьких это может быть задание разложить предметы на столе, принести конкретную игрушку. В дальнейшем процесс усложняется и количество действий увеличивается. В старшей группе уже можно поручить постирать игрушечную одежду, вымыть с мылом резиновую игрушку. Постепенно навыки и умения совершенствуются и становятся автоматическими.
  • Дежурство — эта форма является более сложной и подразумевает труд одного и нескольких ребят на благо всей группы. Это может быть дежурство в столовой (помощь в сервировке стола) или посменный уход в живом уголке. Этот метод требует определенных навыков самоорганизации и используется уже в конце учебного года в младшей, а затем в старших и подготовительных группах. Развитие ответственности за свои действия и результат — вот цель этого вида воспитания.
  • Самым сложным организационным видом, безусловно, является коллективный труд. Сложность его заключается в том, что посредством общения дети учатся распределять свои обязанности и помогать другим, вежливо давать советы и прислушиваться к чужому мнению. Дошкольники учатся понимать, что результат работы зависит от общих усилий. Практиковать такую общественную работу начинают в старших и подготовительных группах детского сада. Выглядеть это может в виде совместной уборки или подготовки к празднику. Прежде всего начинают объединять детей в небольшие группы, постепенно увеличивая их.

В каждом детском саду имеется свой проект по трудовому воспитанию дошкольников, адаптированный для определенной группы. Однако без систематических занятий не только в дошкольном учреждении, но и дома достигнуть положительного результата сложно. Поэтому задача родителей — продолжать прививать любовь к труду и за пределами садика.