Особенности коллекторской деятельности в России

Первое коллекторское бюро

2008-05-31T00:00:00+04:00
2019-03-18T14:24:28+03:00

Особенности развития рынка коллекторских услуг в России

31.05.2008

429

Бурный рост розничного кредитования всегда сопровождается возникновением и развитие рынка коллекторских услуг. На первоначальном этапе, уровень проблем связанных с невозвратом кредитов существенно компенсируется высокими темпами роста портфеля, например, объём выдач за 2003-2006 годы врос с 10,2 млрд долл. до 48 млрд долл. Но замедление темпов роста даже при сохранении стабильной доли просроченных кредитов в составе выдач, замедление темпов роста кредитного портфеля автоматически обеспечивает опережающий рост доли просроченной задолженности. По данным аналитиков сегодня она составляет от 15 до 20%. Одним из первых «сигнал тревоги»объявил банк «Хоум Кредит энд Финанс Банк», отразивший в своей отчётности объём просрочки по кредитам населению в размере 16%.

Этого оказалось достаточно для того, чтобы в 2006-2007 годах сформировались первые самостоятельные организации, специализирующиеся на инкассации проблемной задолженности. Исследование, проведённоое Всемирной ассоциацией сборщиков долгов и «PricewaterhouseCoopers» ежегодный оборот по инкассации долгов вырос с 3,7 млрд долл. в 2019 г. до 12,1 млрд долл. в 2019 г., количество сотрудников занятых в отрасли возросло с 70 тыс. в 2019 г. до 150 тыс. в 2019 г.

Российская экономика заинтересована в формировании полноценного национального рынка коллекторских услуг. Тем более, что даже в Банке России высказывают серьезные опасения по поводу роста просроченной задолженности по кредитам.

Рассмотрим основные составляющие становления российского коллекторского рынка.

Региональный аспект
Специфическая черта российской экономики состоит в наличии сильного регионального фактора. Неравномерность развития рынка кредитования населения, определяет соответствующие диспропорции в региональных коллекторских рынках (таблица).

Среднемесячный темп прироста объёма совокупного розничного портфеля и доли просрочки по зарегистрированным в округе кредитным организациям в 2003-2007 гг., %.

Наблюдается характерная черта развития указанного рынка – «с запада на восток». Западные регионы сегодня отличаются снижением агрессивности кредитной политики и постепенным насыщением потребности населения в заёмных ресурсах, в то время как восточные кредитные организации по-прежнему ориентированы на приоритет массовых выдач.

Вполне логично, что первые коллекторские агентства, которые появились в западных регионах страны, ограничились в своей деятельности данной территорией, так что полноценное сопровождение портфелей дальневосточных и сибирских кредитных организаций смогут обеспечить только местные коллекторские агентства.

Правовая среда.
На данный момент отечественные коллекторские агентства руководствуются нормами законодательства, косвенно затрагивающими сферу профессиональной инкассации задолженности: Гражданским, Уголовным и Арбитражным кодексами, Гражданским процессуальным, Уголовно-процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами, законами «О залоге», «Об исполнительном производстве» и др. Косвенность законов предопределяет осторожное вхождение на рынок для крупных коллекторских агентств. Говоря о полномочиях коллекторских агентств, следует отметить законопроект «Об исполнительной деятельности частных судебных приставов-исполнителей», в котором рассматривается возможность выполнения процедур исполнительного производства частным организациям и на возмездной основе.

Практическим шагом со стороны государства на пути к передаче исполнительских полномочий коллекторским агентствам является новый закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2 октября 2019 года, вступивший в силу с 1 февраля 2019 года. Данный документ значительно увеличивает правовое пространство для действий как приставов так самих взыскателей, а через них — коллекторским организациям. В частности, взыскатель по закону имеет право самостоятельно направить исполнительный документ в кредитную организацию, а также, в случае если требования не превышают 25 тыс. рублей, направить исполнительный документ в организацию, осуществляющую регулярные платежи (например, заработную плату, пенсию или стипендию).

Тем не менее, для гармоничного развития коллекторской деятельности необходимо специализированное законодательство, которое не только накладывало бы ограничения на деятельность коллекторских агентств, но и предоставляло в их распоряжение ряд дополнительных полномочий, в том числе возможности проведения розыскных мероприятий и работы информацией. Например, в США с 2019 года действует специальный нормативный акт — Fair Debt Collection Practices Act, который определяет права и ответственность не только коллеткоров, но и должников. С инициативой о разработке такого специального законопроекта о коллекторских агентствах в нашей стране выступила Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса.

Государственная поддержка и финансирование.
Коллекторские агентства возникли в России как ответ на потребности рынка. В отсутствии государственного управления в ряде случаев они формировались либо на базе юридических фирм, либо как форма вывод за штат соответствующих подразделений кредитных организаций. Какие-либо государственные проекты или программы, направленные на развитие данной отрасли, отсутствуют до сих пор. Финансирование деятельности коллекторских агентств осуществляется на средства частных инвесторов, в том числе иностранных. В качестве показательных сделок в этой области можно выделить инвестиционные проекты Ренессанс капитала банка Goldman Suchs.

Долгое время расширение деятельности коллекторских агентств сдерживались условиями налогообложения доходов, поступающих при реализации уступки прав требования. Средства, от инкассации долгов, поставленных на баланс этим образом, попадают одновременно под действие налога на прибыль и НДС (хотя возможности возмещения НДС у специализированной коллекторской организации практически нет). Таким образом, почти половина такого дохода поглощается налоговыми платежами. Включение данных расходов в цену уступки, в свою очередь, оказывает сильный негативный эффект на развитие вторичного рынка долгов. НДС по доходам от реализации уступки прав отменен только с 1 января 2019 года.

Национальная культура и менталитет. < br /> Здесь речь пойдет о двух главных сферах взаимодействий – с кредитором и с должником. Невысокий уровень доверия кредитных организаций к коллекторским организациям обусловлен в основном отсутствием опыта подобного сотрудничества у тех и у других. С одной стороны банк испытывает обоснованные опасения за собственную репутацию, поскольку, как и любой стихийно сформировавший рынок, коллекторский бизнес привнёс массу стереотипов в образ коллекторского агентства и его сотрудников. С другой, банки, не задумываясь о том, какие объёмы расходов они несут, формируя собственные службы по возврату долгов, и какие потери они несут от неэффективного сопровождения собственного розничного портфеля при высоком объёме сформированных резервов, считают предлагаемые агентствами тарифы чрезмерно завышенными.

Отношение российских должников к профессиональны сборщика долгов и к передаче собственной задолженности на инкассацию в стороннюю организацию ярко выражается в форме временной активизации в России дополнительных специфических организаций — так называемых «антиколлекторских» агентств.

В целом, статистика показывает, что и сам рост совокупного объёма просроченной задолженности в стране во многом обусловлен отсутствием у населения финансовой и правовой грамотности и низкой платёжной дисциплиной. Сравнение динамики колебания уровня просроченной задолженности и общего объёма ссудной задолженности при удалении сезонной компоненты показывает, что для западных регионов, где розничное кредитование имеет большую историю, смещение двух указанных показателей соответствует 6-9 месяцам, по сравнению с 1-2 месяцами — на востоке.

Специалисты ООО «Первое коллекторское бюро» в ходе переговоров с должниками постоянно выясняют причины возникновения просроченной задолженности. Опросы говорят о том, что на текущий момент население не относит розничные банки к числу строгих и бескомпромиссных кредиторов.

Более половины должников не считают вопрос своевременного погашения задолженности важным, и относятся к своим обязательствам весьма легкомысленно. Структура причин неплатежей должников – физических лиц, имеющих просроченную задолженность по кредиту, такова: 42% — объективные причины; 54% — безответственное отношение заемщиков; 4% — заведомо ложное нежелание платить.

По мнению опрошенных на рынке кредитов населению достаточно банков, чтобы в случае отказа в очередном кредите можно было найти альтернативный источник заёмных средств — 2,4 % процента опрошенных уже имели просроченную задолженность перед несколькими кредитными организациями, а 4 % респондентов заведомо не собирались погашать задолженность.

Весьма характерной причиной «выхода на просрочку» у российского населения является неисполнение обязательств со стороны третьих лиц. Более 10 % опрошенных взяли кредит по просьбе родственников либо знакомых, при этом обещание погашать задолженность за заёмщика в подавляющем большинстве случаев оформляется устной договорённостью и изредка подкрепляется договором поручительства.

Особенность модели поведения населения России также отражает отношение к процедуре банкротства. В глазах типичного проблемного должника банкротства для российского должника представляется в виде универсального средства для решения всех его финансовых проблем, тогда как в развитых западных странах признание человека банкротом подразумевает непоправимый урон его деловой и светской репутации. Лишение российского заёмщика будущей возможности получить кредит из-за испорченной кредитной истории также не считается ощутимой потерей по сравнению с прощением задолженности по всем имеющимся кредитам. В данном контексте позитивным для отечественных коллекторских агентств является тот факт, что процедура банкротства физического лица на сегодня представляется достаточно редким и дорогостоящим для заёмщика путём решения проблем.

Здесь уместно напомнить опыт Великобритании, где государством были сформированы специальные «горячи линии» (MoneyMadeClear, Consumer Direct), а также агенты и независимые консультанты, действующие на благотворительной основе.

Информационная инфраструктура.
Как и в случае с любой другой отраслью, коллекторский бизнес в России функционирует в условиях повышенного информационного дефицита, который подразумевает не только отсутствие части существенных данных, но и их потерю, либо искажение в результате трансляции под стандарты коллекторское агентства. На стадии анализа портфеля, принимаемого на инкассацию, это обусловлено недостаточными мощностями для максимально прозрачного управленческого учёта в области управления риском у российских банков, а также отсутствием единых национальных стандартов такового учёта. Позитивной тенденцией в решении данной проблемы является институт бюро кредитных историй (БКИ). Но и те способны предоставить лишь часть необходимой информации, да к тому же еще не стали широко распространенным явлением в российское практике.

В процессе работы по непосредственной инкассации задолженности коллекторские агентства сталкиваются с проблемой неактуальности персональных данных о должниках, в особенности о месте фактического жительства и работы. Эта часть информации является наиболее важна для эффективного процесса инкассации, поскольку большинство случаев длительных неплатежей возникает именно по причине отсутствия возможности установить контакт с должником. Основными официальными источниками данной информации могут быть:

  • банки, передающие задолженность на инкассацию. Главной проблемой здесь выступает низкая актуальность данных, поскольку, как правило, после заполнения анкеты на получение кредита, контактные данные заёмщика обновляются крайне редко;
  • государственные структуры. Несмотря на, высокое качество этого источника, доступ колекторским агентствам к нему пока не предоставлен, хотя практика формирования специальных государственных баз данных для коллекторов за рубежом уже существует;
  • другие коллекторские агентства. Следует допускать, что если коммерческим банком не только предоставлено право, но и вменено в обязанность обмениваться информацией о кредитных историях должников, аналогичный механизм необходимо внедрять и в структуру коллекторского рынка;
  • бюро кредитных историй. Несмотря на то, что на данный момент в данных организациях аккумулируются данные о платёжной дисциплине должников, их также можно рассматривать по аналогии опытом Великобритании, как накопителей и поставщиков актуальной адресной информации.

Еще одной сложной задачей в области информационной инфраструктуры для России являются каналы доведения информации до должников. Как уже говорилось, для успешного взаимодействия с должником необходим хотя бы единичный контакт, а его вероятность напрямую зависит от имеющихся в распоряжении коллектора инструментов коммуникации. Наиболее популярными на сегодня по прежнему остаются телефонная связь, почта и очные переговоры в офисе коллекторского агентства или по месту жительства должника. В значительно меньшем объёме используются рассылка электронных и SMS-сообщений. Непопулярность данных каналов как раз обусловлена низким уровнем информатизации российского общества.

Отсутствие научных исследований.
В связи с признанием важности вопроса организованного сбора долгов, в отечественной науке практически отсутствуют труды и изыскания по проблематике коллекторского бизнеса, а это во многом определяет общую эффективность деятельности коллекторских организаций. Обобщение национального и зарубежного опыта, формирование специальной теоретической базы в области банковского дела позволило не только сформировать упорядоченную систему государственного надзора, но и обеспечить банковский сектор качественными кадрами и эффективными технологиями. Надо полагать, что и коллекторский бизнес, став обособленным объектом исследования со стороны российских учённых, со временем утратит черты стихийности и приобретёт характер системного развития.

Заемщики, которые не вовремя рассчитываются с кредитором, рискуют попасть в поле зрения коллекторов. Эта профессия появилась в России в 2019 году, но уже успела оказаться в центре громких скандалов.

Предлагаем читателям разобраться, чем сегодня подкреплена и как регулируется деятельность коллекторских агентств. Этот вопрос актуален в свете последних событий – принятия Федерального закона №230 в июле 2019 года, который упорядочивает подобное занятие.

Краткое определение

Сначала обсудим вопросы терминологии и разберемся, чем занимаются эти компании. Коллекторская деятельность – это принуждение должника выплатить задолженность кредитору.

Представители таких агентств практиковали несколько методик воздействия на заемщиков. Среди наиболее популярных методов встречались рассылки сообщений с угрозами, телефонные звонки и визиты домой к неплательщику.

Коллекторская деятельность заключается в общении с должником, чтобы побудить того оплатить задолженность кредитору

Отметим, что формально законы не предписывали определенной схемы работы представителей кредитора, поэтому здесь нередко встречались скандальные ситуации. Коллекторы грубо нарушали гражданские права заемщиков, распространяли персональные данные, портили имущество и наносили моральный и физический вред семьям должников.

Сравнение прошлых и нынешних правил

Вплоть до середины 2019 года агентства, которые занимались «выбиванием» денег с должников, существовали на полулегальном положении. Прямых запретов закона для этой деятельности не было, однако методики работы отдельных лиц вынудили законодателей задуматься о регулировке процесса в целом.

Жалобы заемщиков на периодические угрозы, мелкое хулиганство и даже откровенный криминал в адрес неплательщиков, послужили катализатором для установки определенных правил в этой области.

До вступления в силу изменений законодательства деятельность коллекторских агентств не регулировалась

Ранее коллекторы руководствовались личными представлениями о законности воздействия на должника, а подобную работу регулировали КоАП и уголовный кодекс. Причем тотальная юридическая неграмотность граждан способствовала практически полной безнаказанности назойливых представителей банка.

Коллекторская деятельность того периода – неограниченные звонки и приходы домой к должнику, порча имущества и даже нанесение телесных повреждений заемщику.

С 1 января 2019 года в силу вступили новые правила, которые определяют порядок и условия работы таких компаний. Отметим, что сегодня пока рано делать выводы о положительной динамике в этой области, но законодательные инициативы четко ограничили рамки допустимого влияния на неплательщиков.

Основополагающие изменения коснулись и порядка регистрации подобных компаний. Сегодня коллекторская деятельность в России разрешена агентствам, которые оформили деятельность и зарегистрировались в госреестре.

Для наглядности отметим, что до 2019 года число таких фирм составляло 1 100 компаний, а по состоянию на конец февраля зарегистрировались всего 72 агентства. Как видите, изменение условий работы уже повлияло на доходность этого бизнеса.

Условия регистрации

Юридические лица, которые намерены работать в этом направлении, получили жесткие правила. Сегодня регистрируют компании, на балансе которых числится минимум 10 000 000 рублей.

Кроме того, страховой фонд по соглашениям гражданской ответственности таких фирм составляет аналогичную сумму. Если рассматривать виды деятельности, агентство, работающее в такой области, регистрирует единственный разрешенный в этой ситуации ОКВЭД, касающийся возврата просрочки по долгам.

С 1 января 2019 года работает ФЗ №230, который упорядочивает работу коллекторских агентств

Государство контролирует, чтобы у фирмы, которая планирует предоставлять коллекторов, работал отдельный ресурс в сети. К тому же, к работе в подобных компаниях не допускаются люди, которые не погасили судимость. Само собой, агентства, имеющие долги, не зарегистрируют. Как видите, ужесточение условий к оформлению подобной работы уже дало положительные результаты.

Отдельной нормой прописана необходимость хранения доказательств общения с заемщиком на протяжении трех лет. Само собой, в такой ситуации компания за личный счет обеспечивает оборудование, которое фиксирует происходящее и сохраняет полученную информацию.

Все компании такого рода придется зарегистрировать в госреестре

Такие требования облегчают контроль государственных служб над частными конторами. Учитывая, что уже с начала года в ФССП поступило несколько десятков жалоб на неправомерные действия коллекторов, такие условия говорят о пользе нововведений. Хотя сегодня власти лишь мониторят текущую ситуацию, выявляя сильные и слабые позиции законодательной инициативы.

Вероятные санкции

Законодатели предусмотрели и ответственность юридических лиц за нарушение условий регистрации компании. Сегодня неофициальная деятельность коллекторов карается штрафом до 2 000 000 рублей. А вот нарушения установленных законов у легально работающих фирм влекут выплаты в пользу бюджета в размере 500 000 р.

Нарушение законодательства предполагает высокие штрафы

Отметим, что правила взаимодействия коллектора и должника отныне регулируются законом РФ, а контролируют правомерность действий таких организаций инспекторы ФССП и правоохранительные органы.

Причем в случаях нарушений, которые предусматривают административную ответственность, за дело берутся судебные приставы. Нарушения же УК РФ чреваты возбуждением уголовного дела и подлежат юрисдикции полиции и прокуратуры.

Что изменил новый закон

Теперь подробнее остановимся на конкретике взаимодействия коллектора и должника. Сегодня законодатели ограничили количество назойливого «общения». Беспокоить заемщика коллектору удастся в промежуток 8.00–22.00 в рабочие дни или 9.00–20.00, если диалог выпадает на праздничный или выходной день. Здесь ограничено и число вероятных звонков либо посещений должника.

Нововведения ограничивают время и количество общения представителей кредитора с должником

Напомнить о задолженности по телефону удастся одним звонком в сутки, но не более 2 раз в неделю и 8 – за месяц. Что касается визитов на дом, здесь закон позволяет представителю кредитора посетить заемщика всего раз в неделю. Причем в обоих случаях прямые угрозы и запугивание клиента становятся прямым нарушением закона.

Коллектор обязан представиться по запросу заемщика и показать тому бумаги, на основании которых ведется дело. Кроме того, здесь недопустимо сокрытие важной для должника информации, которая касается порядка и сроков выплат, суммы остатка долга, установленных комиссионных.

Отказ от «сотрудничества» с коллектором тоже предусмотрен в новом законе. Здесь неплательщик составляет письмо, заверяет бумагу у нотариуса и направляет кредитору. Правда, подобные действия допускаются после 4 месяцев просрочки. А вот требование сменить представителя банка или переадресовать общение с таким человеком на адвоката – реальные права заемщика.

Теперь диалог с коллекторами удастся доверить адвокату заемщика

Не забывайте, что распространение информации о должнике – запрещенный прием. Причем ранее, чтобы прекратить подобные действия представителей кредитора, неплательщику приходилось давать запрос на отзыв персональных данных. Сегодня же достаточно зафиксировать факт нарушения и подать жалобу на противоправные действия.

А как на практике

Пока еще рано делать окончательные выводы о пользе нововведений, поскольку прошло мало времени с момента вступления в силу изменений. Однако юристы утверждают о положительных сдвигах в этом направлении.

Теперь должник вправе обратиться за помощью при нарушении гражданских свобод, а ранее подобные действия в административной плоскости права становились невыполнимой задачей. Да и надзор ФССП за деятельностью коллекторов поубавил пыл последних.

Жалобы на работу коллекторов помогут властям навести порядок в этой отрасли

Единственным недостатком пока становится растущее число жалоб на действия отдельных компаний. Ведь коллекторы работают по обкатанной схеме, используя юридическую безграмотность заемщиков. Однако активность должников в отстаивании личных прав со временем непременно увенчается успехом. Помните, что знание законов и действия в юридической плоскости гарантируют должнику успех в избавлении от назойливого общения.

Другой негативный момент – бездействие правоохранительных структур. Сегодня представители полиции неохотно реагируют на жалобы граждан об угрозах и даже о хулиганских действиях коллекторов.

Заявления на неправомерные действия компаний по сбору задолженности выявят недобросовестных представителей этой профессии

Здесь выход таков: настаивайте на возбуждении дела, вплоть до обращений в прокуратуру. Помните, реализация устных угроз говорит, что представители кредитора намерены вернуть деньги любым способом, не ограничиваясь законными методами. По этим причинам уместно фиксировать доказательства происходящего, чтобы не получить отказа на этапе, когда еще не нанесен непоправимый ущерб.

Конечный результат для заемщиков

Теперь подведем итоги и определимся, насколько новые правила облегчают жизнь должника. Сегодня заемщики, которые попали в сложную финансовую ситуацию, защищены специальным законом, однако до этого момента неправомерные действия коллекторов тоже попадали под действие УК и административного кодекса.

Правда, реальный контроль государства над числом контор по «выбиванию» долгов и высокие штрафы за нарушение установленных условий вселяют надежду в неплательщиков.

Сегодня еще рано делать выводы о состоятельности законодательных инициатив, но юристы говоря о положительных тенденциях в этой области

Уточнить, насколько перспективной становится сегодня профессия банковского коллектора, читателям удастся в этом материале.

Конечно, на оценку недостатков такого закона о коллекторах потребуется время, но явные сдвиги в лучшую сторону заметны уже сегодня. Строгий контроль и учет подобных организаций, четкое описание прав и компетенции представителей подобных агентств и появление механизмов, позволяющих призвать к ответственности нарушителей – хороший признак.

Надеемся, что государственный контроль и действия заемщиков стабилизируют ситуацию и вынудят представителей этой профессии работать по букве закона.