Особенности промывки инжектора и форсунок бензинового двигателя

Для всех водителей важно обеспечить бесперебойную работу двигателя авто. Инжекторные машины требуют особого внимания. Таким двигателям периодически следует проводить промывку форсунок. Некачественное топливо засоряет инжектор. И уже на холостых оборотах появляются проблемы. Для их устранения водителям понадобится такой навык, как чистка форсунок без снятия форсунок с двигателя.

Причины

Причинами ухудшения работы форсунок становятся отложения на них. Результат — неправильное распыление бензина, поскольку форсунка полностью уже не закрывается. Фильтр не может удержать весь объем вредных веществ. Поэтому инжектор загрязняется постепенно. И прежде, чем водитель осознает сложность перебоев в двигателе, уже необходима прочистка.

Если двигатель тяжело запускается, а неполадки уже диагностируются в холостом режиме, то проблемы с форсунками очевидны. Дополнительно может проваливаться педаль газа. Двигателя работает не так мощно, а авто разгоняется значительно хуже.

На форсунки оказывают воздействие высокие температуры. Как следствие образуются смолы, загрязняющие инжектор. Следует учитывать, что к подобному исходу приводит любой бензин, поскольку тяжелые углеводороды содержатся во всех его марках. Разница лишь в том, что при использовании бензина худшего качества промывку придется проводить намного раньше.

Существуют такие этапы в неполадках форсунок:

  • при малом загрязнении до 10% ухудшаются показатели инжектора. И хотя топлива расходуется на несколько литров больше, двигатель продолжает работать в нормальном режиме.
  • При среднем загрязнении ухудшение показателей возрастает до 20%. Расход топлива продолжает увеличиваться, а в работе двигателя уже заметны перебои. Машина тяжело разгоняется, а из выхлопной трубы идет неприятный запах.
  • При сильном загрязнении наполовину хуже работает инжектор. Несколько цилиндров перестают функционировать. Появляются звуки хлопков, вызванные неполадками в воздушном фильтре.

Большинство автолюбителей предпочитают промывать форсунки через 100 тысяч км. Однако более оптимальным решением будет проводить данную процедуру через 20-30 тысяч км. Особенно рекомендуется делать промывку накануне зимы.

Способы промывания

Для промывки инжектора существуют два решения как почистить форсунки:

  • ультразвуковая процедура на специальном стенде;
  • использование жидкости.

В первом варианте исключаются керамические, старые и сильно грязные форсунки, поскольку существует угроза их повреждения. Отдельно после такой процедуры стоит произвести замену микрофильтра и уплотнительных колец. Такие детали стоят недешево.

Второй вариант предусматривает промывку форсунок без снятия с двигателя. Данный метод помогает экономить средства.

Процедура промывки

Для проведения качественной промывки следует иметь второй бензонасос, емкость для чистящей жидкости, шланг и собственно средство для чистки инжекторов.

Добавление промывки непосредственно в бак недостаточно эффективно. Следует аккуратно снять шланги и приготовить временную систему питания.

Такая система, при подаче жидкости к форсункам выполняет роль топливного насоса, но вместо бензина подает приготовленный раствор. Для создания системы в пластиковую бутылку наливается очиститель. Расчет необходимого количества связан с объемом двигателя. Шаблон — агрегат на 2,5 л, для которого используют литр жидкости. При большем объеме количество раствора увеличивают на 100 грамм для каждых 0,5 л агрегата.

В промывку заливают бензин. Его берут в два раза меньше от общего объема жидкости. На бутылку надевается шланг и фиксируется хомутом. В него вставляется приготовленный бензонасос. Мотор запускается и прогревается до рабочего состояния. Далее из бензонасоса вынимается предохранитель.

Производится повторный запуск двигателя. Этим обеспечивается сброс давления из топливной системы. Затем снимается шланг, при помощи которого бензин подается к инжектору. Именно на его место закрепляется бутылка топливной системы. Включенный бензонасос прокачивает жидкость.

После пятиминутной работы двигателя ему дают отдохнуть. Этого времени достаточно, чтоб растворить отложения на форсунках. На следующем этапе мотор работает в течение получаса. После разборки системы двигатель должен поработать еще 10 минут. Остатки жидкости выгорают.

К подбору жидкости для промывки следует подойти очень внимательно. На рынке существует спрос на различные марки.

Оптимальной жидкостью для многих типов двигателя является LIQUI MOLY. Она хорошо подходит именно для промывки форсунок без снятия двигателя. Мягкое воздействие имеет недостаток — остается нагар на клапанах.

Любой нагар и отложения смол способна снять Wynn’s. Она довольно едкая и подходит для автомобилей 2000-х годов выпуска. Но для ее использования необходима проверка характеристик для конкретного авто, чтоб не нанести вред инжектору.

Мягкую и качественную чистку обеспечивает менее раскрученный бренд Carbon Clean.

А вот Лавр по своим характеристикам повторяет Wynn’s, но из-за высокой цены применяется намного реже, только стоит значительно дороже, поэтому применяется реже.

Результат чистки инжектора

В результате промывки увеличивается скорость впрыска.

Жидкость способна отслаивать образовавшиеся накопления смол, как с инжекторов, так и с клапанов. За 30 минут бесперебойной подачи раствора по системе впрыска в двигатель под давлением до четырех атмосфер, кроме выведения налета из инжектора и очистки стенок камеры сгорания обновится система впрыска.

Далее меняются свечи зажигания. Рекомендуется и одновременная замена масла.

Преимущества проведения промывки, не снимая двигателя, — это профилактика топливной рампы, нагар смывается с седел впускных клапанов. Кроме этого отложения удаляются со стенок цилиндра, поршня, повышается впускная-выпускная способность клапанов.

Простота в том, что такую промывку на инжекторном моторе можно делать в гаражных условиях.


Есть ли польза от чистки форсунок инжектора и как проводится эта процедура

Необходимость чистки инжектора — один из самых горячо обсуждаемых автомобилистами вопросов. Одни с уверенностью заявляют, что чистка абсолютно бесполезна и не дает никакого результата. Другие же советуют регулярно проводить эту процедуру, ссылаясь на очевидное улучшение работы двигателя. Кто прав в этом споре? Как узнать, что инжектор засорился и его пора чистить? Какие существуют способы его очистки? Наконец, есть ли гарантия, что подобная процедура «вылечит» автомобиль?

Основной элемент инжектора – это форсунки, с помощью которых топливо дозировано впрыскивается в камеры сгорания. Очень часто можно услышать мнение о том, что форсунки инжектора засоряются из-за заправки некачественным топливом, в котором содержится песок и прочие инородные частицы. На самом же деле, вероятность этого невысока: топливная система автомобиля оборудована фильтрами, которые очищают поступающее топливо от крупных частиц. Инжектор засоряется постепенно в ходе эксплуатации автомобиля. Основная причина засорения в том, что тяжелые фракции бензина оседают на стенках форсунок. Это происходит преимущественно после того, как глушится двигатель. В этот момент возрастает температура корпуса форсунок – они нагреваются от двигателя, который перестает охлаждаться. При этом нет охлаждающего действия топлива, так как мотор не работает. Под действием температуры выпариваются только легкие фракции топлива, которое в минимальных количествах остается в системе, а тяжелые фракции оседают на каналах форсунок и уже не растворяются в бензине или дизельном топливе. Эти отложения толщиной всего несколько микрон уменьшают сечение канала форсунки, нарушая ее работу и снижая производительность.

Высокое содержание тяжелых маслянистых фракций в топливе – ситуация ненормальная. Это характерно только для бензина низкого качества, полученного путем прямой перегонки. Такое топливо получают путем добавления высокооктановых присадок.

Кроме того, к появлению тяжелых фракций может привести неправильная транспортировка и нарушение правил хранения топлива.

Устройство форсунки инжектора, в идеале, позволяет вообще не чистить инжектор, если авто эксплуатируется на топливе европейских стандартов. Автопроизводители рекомендуют через 120-140 тыс. км., менять форсунки, независимо от их техсостояния. Это в идеале.

Реалии же нашей жизни таковы, что топливо, которое мы используем в странах СНГ так «забивает» форсунки, что чистка форсунок инжектора требуется уже через 20-30 тыс. км. пробега.

Как правило, загрязненные форсунки не проявляют себя сразу и явно.Особенно явным засорение форсунок становится в холодное время года, когда ухудшается испаряемость бензина. В автомобиле появляются проблемы в работе двигателя.

— при запуске двигателя, заводиться не с первого раза, неровная работа двигателя, ;

— увеличивается расход топлива;

— провал педали газа,

— провалы на холостом ходу или во время движения ухудшается динамика разгона, дерганье при разгоне;

— снижается мощность двигателя;

— сокращается срок службы катализатора и лямбда-зонда;

— уменьшается производительность форсунок;

— происходит изменение направления распыла и формы факела распыла топлива, вплоть до прекращения подачи топлива;

— увеличение выхлопов с повышенной дымностью.

Собственно для того, чтобы мы не узнали всех этих «прелестей» засоренного инжектора, и требуется промывка форсунок инжектора.

Однако эти проблемы могут быть также вызваны перебоями в работе множества других систем и устройств, так что сказать с уверенностью, что дело в форсунках, едва ли возможно.

Существует несколько способов чистки форсунок.

На народно-водительских способах чистки форсунок инжектора, особенно не будем останавливаться. Хотя, на этот счет и существуют разные мнения. Кто-то не нарадуется работе инжектора с применяемыми всевозможными присадками для топлива. Кто-то, пишет на форуме о том, что на полный бак доливает столько-то керосина и тоже горя не знает. Много способов «угробить» систему впрыска топлива.

1. Один из самых простых – это добавления в топливо через бензобак очищающей присадки, которая растворяет отложения в процессе работы системы. Специалисты рекомендуют проводить такую очистку в качестве профилактики примерно раз в пять тысяч километров. Однако этот способ подходит только для автомобилей с небольшим пробегом. Если автомобиль долгое время эксплуатируется и система предположительно сильно загрязнена, такая очистка может только усугубить ситуацию. Когда загрязнений много, полностью растворить их с помощью присадок не получится, и форсунки могут забиться еще сильнее. Кроме того, отложения из топливного бака попадут в топливный насос, что может привести к выходу его из строя.

2. Другой способ требует специального оборудования и некоторых навыков.

С помощью специальных переходников-штуцеров к инжектору подключают прибор для промывания. .Вместо топлива в инжектор поступает специальная промывочная жидкость типа: Liqui Moly, Wynn\’s, Сarbom clean и так далее из баллона, присоединенного с помощью трубок. При этом, благодаря штуцеру из системы исключаются: бензобак, топливный электронасос, топливный фильтр и бензопровод. В двигатель под давлением подается смесь бензина и чистящей жидкости. Давление для подачи устанавливается соответственно техническим параметрам конкретного двигателя. Под воздействием промывочной жидкости, все загрязнения раскисают, проходят через форсунки и в результате сгорают в цилиндрах.Процедура чистки форсунок инжектора длится от 30 до 50 минут. Однако и этот способ не является стопроцентной панацеей от загрязненных форсунок. После такой чистки в инжекторе и масляной системе остается определенное количество промывочной жидкости. В этой связи после процедуры специалисты рекомендуют проехать 10-15 км в форсированном режиме работы двигателя, после чего заменить масло и масляный фильтр. Очевидно, что данный метод требует значительных временных и финансовых затрат.

Тем не менее, оба способа наиболее подходят в том случае, когда автомобиль имеет небольшой пробег, а демонтировать форсунки довольно сложно из-за конструктивных особенностей их расположения.

3. Ультразвуковая чистка форсунок инжектора

Промывка инжектора ультразвуком – это более современный способ очистки форсунок. Такая промывка подразумевает снятие форсунок с двигателя и помещение их в ультразвуковую ванну.

Достигается эффект при чистке инжектора ультразвуком, посредством микровзрывов ультразвуковых волн, которые могут достичь нескольких тысяч атмосфер (эффект кавитации).

Ультразвуковой генератор находится на дне ванночки, куда опускаются форсунки и посредством кавитации достигается максимальный эффект отслоения осадков и засорений в канальцах форсунок.

Использование ультразвуковой ванны позволит очистить не только внешнюю поверхность форсунки, но и её внутренние рабочие полости. Внутренняя поверхность форсунки также подвержена лаковым и карбоновым отложениям, так как находится в рабочей зоне высоких температур и давления. Стоит обратить внимание на то, что внутренняя поверхность форсунки очищается только в активном режиме очистки. Активный режим очистки форсунок в ультразвуковой ванне предполагает, что форсунки работают (открываются и закрываются) находясь в рабочем растворе той частью, которая непосредственно распыляет топливо – распылительным отверстием, во время ультразвуковой очистки.Промывка инжектора ультразвуком считается более эффективной, поскольку очищаются даже такие форсунки, которые невозможно очистить промывочной жидкостью. Промывка инжектора таким способом стоит несколько дороже. 

— Снятие форсунок с автомобиля;

— Визуальный осмотр форсунок;

— Установка на специальный стенд;

— Первичная проверка форсунок на стенде (распыл и производительность);

— Промывка форсунок инжектора в щадящем режиме в ультразвуковой ванне со специальным раствором

— Промежуточная проверка форсунок на стенде (распыл и производительность)

— При необходимости дополнительная промывка;

— Финишная проверка форсунок на стенде (распыл и производительность);

— При необходимости устанавливаются новые фильтры и уплотнительные кольца;

— Установка форсунок в двигатель.

Также необходимо отметить, что преимущество промывки ультразвуком в возможности проверить эффективность и производительность работы форсунок на стенде.

Другими словами можно сравнить параметры работы форсунки до промывки и после нее.Рекомендуется применять после 100 000 км или чаще по результатам диагностики двигателя.

Основной недостаток такого способа — его стоимость, а также необходимость обращаться к проверенным специалистам. Неправильно проведённая чистка ультразвуком может повлечь за собой плачевные последствия для форсунок.

Нельзя с уверенностью утверждать, насколько эффективно чистить инжектор. Многие автомобилисты считают, что форсунки нужно не чистить, а менять на новые. Другие же автолюбители хвалят ультразвуковой метод. В любом случае, начинать искать причины, по которым работа двигателя ухудшилась с загрязненных форсунок специалисты не рекомендуют – часто оказывается, что проблема кроется в другом, а процедура очистки занимает время и отнимает деньги, а результата ее не видно.

Специалисты Автодиагностика НН рекомендуют чистить форсунки каждые 30 000 км. пробега.

Возврат к списку статей

Уже давно затихли споры о том, что лучше: инжектор или карбюратор. Ведь преимущества первого над вторым настолько очевидны, что практически все автолюбители предпочитают установку именно инжекторных силовых агрегатов в силу их экономичности, экологичности и повышенной мощности.

В то же время, современное оборудование требует регулярного обслуживания. В том числе, сюда следует отнести и промывку инжектора. Проводить такую процедуру нужно регулярно, даже если работа двигателя кажется стабильной. О том, какую же лучше взять жидкость для промывки форсунок, а также как выполняется данный процесс, мы и поговорим в статье.

Этапы засорения форсунок

Прежде чем приступать к выбору жидкости для промывки форсунок, необходимо понимать, что происходит в случае засорения данного элемента:

  • на первой стадии загрязнения производительность уменьшается на 5-7 процентов, а также увеличивается расход горючего на 1-3 л. при использовании низкокачественного топлива, возможно детонация;

  • на второй стадии производительность падает вплоть до 15 процентов. Работа мотора на холостом ходу становится неравномерной, из выхлопной трубы доносится неприятный едкий запах;
  • третья стадия характерна изменением в производительности в диапазоне 20-50 процентов. Мотор сильно вибрирует, издает посторонние звуки. При нажатии акселератора слышны хлопки. Симптомы из первых двух форм еще более увеличиваются.

Стоит отметить, что промывка и очистка инжектора – незаменимые действия при обнаружении этих признаков.

Видео-обзор о промывки инжектора бензинового двигателя:

Что приводит к загрязнению форсунок

Чтобы не пришлось часто покупать жидкость для промывки инжектора, стоит придерживаться ряда правил:

  • используйте топливо, рекомендованное производителем;
  • регулярно проходите техобслуживание;
  • покупайте высококачественное масло и свечи;
  • не пропускайте очистки форсунок на стенде (периодичность должна быть обозначена в инструкции по эксплуатации авто).

Какие бывают средства для чистки форсунок

Стоит отметить, что подобные вещества делятся на две категории:

  • жидкости для промывки инжектора. Также могут поставляться в виде спрея. Вещество просто впрыскивают непосредственно в форсунки или специальную емкость;
  • присадки. Их добавляют в топливный бак машины, после чего они самостоятельно попадают в двигатель машины.

Какую выбрать жидкость для промывки инжекторов

Стоит отметить, что существует достаточно большой выбор очистителей топливной системы.

Неискушенному автовладельцу достаточно трудно разобраться во всем этом ассортименте. Таким образом, мы подготовили для вас небольшой рейтинг подобных средств, среди которых вы сможете подобрать для себя подходящий вариант.

Лучшие присадки

Начнем мы наш список именно из присадок. Их преимущество состоит в простоте эксплуатации, ведь тут не требуется никаких демонтажных и разборочных работ – просто высыпаем вещество в топливный бак. В то же время, следует ознакомиться с инструкцией – у разных средств могут быть свои особенности использования.

Стоит отметить, что лучше засыпать присадку в том случае, когда бак будет практически пустым – так вещество подействует максимально быстро.

Liqui Moly

Обсуждая, какой очиститель инжектора лучше, стоит начать со знаменитых немецких присадок. Производитель поставляет на рынок сразу три различных химических состава, которые отличаются уровнем концентрации активных веществ. Базовый вариант Light подходит для систематической очистки с целью предупреждения возникновения осадков и осложнений в системе впрыска.

Вещество Effectiv предназначено для тех случаев, когда мощность мотора существенно снизилась. Модель High следует использовать тогда, когда наблюдаются серьезные перебои в работе системы. Если в вашем авто установлены форсунки прямого впрыска, необходимо применять исключительно присадку Direkt Injection Reiniger. Она отличается деликатностью действия, так что не повредит дорогостоящие элементы.

Средства от данного бренда отличаются неплохой эффективностью, при этом их цена достаточно невысокая. С их помощью можно не только очистить форсунки, но также и стабилизировать давление в топливной системе, а также устранить загрязнения из камеры сгорания и прочих узлов.

RVS-Master

Финское средство отличается достаточно сложным химсоставом. В присадке есть несколько мощных компонентов, которые способствуют удалению с форсунок даже самых твердых отложений. Кроме того, вещество помогает провести очистку впускных клапанов, чтобы те более плотно прилегали к седлу. В результате, предотвращается протекание горючего внутрь камеры сгорания, что приводит к гидроударам и поломке мотора. С помощью RVS-Master можно повысить мощность двигателя приблизительно на 15 процентов, снизить уровень токсичных выхлопов, а также уменьшить показатель потребления горючего до 5 процентов.

Недостаток средства – относительно высокая цена, но он перекрывается эффективностью вещества.

Hi-Gear

Американская присадка отличается своей повышенной безопасностью. В ней нет никаких вредных веществ, которые могут нанести вред системе, даже если использовать вещество несколько раз в год. При этом действует средство достаточно эффективно. С его помощью можно устранить нагар из камеры сгорания, свечей и клапанов.

Применять Hi-Gear рекомендуется в случае обнаружения смолистых образований на форсунках.

Использование присадки помогает с восстановлением мощности машины, снижением затрат горючего, а также уменьшением токсичности выхлопных газов. Стоимость такого очистителя инжектора находится в среднем ценовом диапазоне.

Лучшие жидкости для чистки форсунок

Хотя присадки и являются максимально удобными в своем использовании, они не способны справиться абсолютно со всеми загрязнениями. В самых сложных случаях приходится прибегать к профессиональным жидкостям, которые помогают очистить инжектор.

Их необходимо впрыскивать непосредственно в форсунки, добавление средства в бензобак влечет за собой закупорку топливопровода.

Таким образом, для использования жидкостей необходима пневматическая станция, цена которой находится в диапазоне 12-15 тыс. руб.

Лавр

Отечественное вещество, что отличается повышенной эффективностью. С его помощью можно справиться даже с тяжелыми металлами и отложениями железа. В то же время, химический состав тут включает ряд достаточно агрессивных веществ, так что использовать Лавр нужно крайне деликатно, иначе можно повредить топливную систему.

Кроме того, стоимость жидкости не такая уж и маленькая – около 800 рублей, что является еще одним препятствием для ее широкого распространения.

Liqui Moly

Немецкий концерн выпускает также и достаточно неплохие жидкости. Тут также три варианта: обычный, усиленный и концентрированный. Для самостоятельной эксплуатации лучше всего подходит базовая жидкость. Уникальный состав такого средства не нанесен вреда системе, даже если ошибиться с концентрацией. В то же время, действительно эффективно лишь концентрированное вещество. Также компания предлагает спецоборудование для промывки системы.

Правда, цена его достигает 85 тысяч, так что лучше обратиться к более дешевым отечественным аналогам.

Wynns

В принципе, самый оптимальный вариант между ценой и качеством (стоимость одного флакона составляет около 500 рублей). Наличие в составе большого количества различных моющих средств позволяет устранить даже самый стойкий нагар. Некоторые специалисты считают, что с помощью данного вещества можно заменить даже ультразвуковую чистку. Но использовать средство нужно достаточно аккуратно, иначе можно привести систему впрыска в непригодность.

Несколько советов

Стоит также добавить несколько советов, которые касаются чистки форсунок:

  • даже самое деликатное вещество наносит вред топливной системе, так что лучше следить за состоянием форсунок и не допускать их преждевременного загрязнения;
  • важно, чтобы вязкость горючего соответствовала вязкости используемого вещества, иначе могут возникнуть некоторые проблемы;
  • ознакомьтесь со способом действия вещества. Качественные средства сжигают загрязнения, тогда как дешевые аналоги лишь отслаивают отложения, что приводит к засорению катализатора и поломке датчиков;
  • достаточно часто после промывки придется поменять свечи зажигания;
  • в случае использования жидкостей для чистки форсунок, на время сильно увеличивается токсичность выхлопов, помните об этом.

Что имеем в итоге

Таким образом, необходимость регулярного обслуживания форсунок является необходимой. В то же время, тут необходимо следить за состоянием инжектора, чтобы он загрязнялся как можно реже, ведь любая жидкость или присадка приводят к ускоренному износу системы. Выполнить процедуру можно и самостоятельно – особенно, если речь идет о добавлении вещества в топливный бак. Но тут высока вероятность того, что вы выберете неправильную жидкость для чистки инжектора или ошибитесь с пропорциями. Таким образом, в некоторых случаях, все же, следует обратиться к профессионалам.

Видео-совет о промывки инжектора самостоятельно: