Синдром отличницы или отличника у взрослого и ребёнка

Все родители хотят, чтобы их дети были лучше всех. Для этого они записывают ребенка на множество курсов, заставляют посещать кружки и отдают в специальные школы с большой нагрузкой. Взрослого человека совершенно не волнует, что ребенок не хочет заниматься этим видом спорта или не тянет гимназию с 3 иностранными языками. Он заставляет ребенка во всем быть лучшим и ставит перед ним сложные, а иногда просто недостижимые цели.

Комплекс отличника закладывается в детстве

Общая информация

Обязанность всегда побеждать и требование постоянно держать планку и поднимать ее все выше создают синдром отличника у ребенка. Он обязует человека всегда быть победителем и достигать наивысших высот. Чаще синдромом отличницы страдают девушки и женщины.

Такой невроз может наблюдаться не только в детстве, это заболевание часто переходит во взрослую жизнь и остается со своим обладателем до смерти. Такое случается при отсутствии лечения. Если пациент начнет бороться с проблемой, то в большинстве случаев он ее победит. Однако комплекс отличника у взрослых может также являться разновидностью перфекционизма, вылечить который намного сложнее.

Симптомы

У детей такой синдром имеет следующие признаки:

  • желание получать отличные оценки любым путем – ребенок может подставить друга из-за конкуренции или не сказать про плохую оценку;
  • неуравновешенность – случаются истерики при отсутствии похвалы взрослого, даже при исполнении чадом простых обязанностей по дому;
  • страх ошибиться – когда ребенок боится, что он может сделать что-то неверно и ничего уже невозможно будет исправить;
  • самооценка, которая зависит от критики или похвалы других;
  • плохое отношение ребенка к одноклассникам, которые достигают успеха: маленький человек просто не может радоваться удачам и достижениям других людей;
  • отсутствие ответственности за свои поступки и слова.

Причины появления

Синдром отличника у ребенка может возникнуть из-за нескольких причин:

  • завышенные требования родителей к малышу;
  • попытки со стороны ребенка заслужить внимание и похвалу через отличные результаты в учебе;
  • комплекс неполноценности;
  • неспособность расставлять приоритеты;
  • страх наказания;
  • врожденное чувство перфекционизма;
  • попытки улучшить свою низкую самооценку.

Синдром отличника у взрослых возникает по тем же причинам и сильно напоминает перфекционизм. Он помогает добиваться потрясающих результатов, но также он может сильно ухудшать качество жизни. Человек сам должен определиться, мешает ему этот комплекс или нет.

Последствия

Если не вылечить этот синдром, то взрослого человека будут преследовать некоторые проблемы.

  1. Человек привыкнет всегда зубрить и не сможет нормально размышлять и мыслить творчески.
  2. Эмоциональное состояние хрупкое: такие люди отталкивают других людей своими частыми переменами настроения и вспыльчивым характером. Наблюдается у женщин, подверженных комплексу отличницы.
  3. Такая личность не может получать удовольствие от любого процесса, она нацелена только на результат.
  4. Из-за сложного характера имеют мало друзей.
  5. Постоянная зацикленность на мелочах.
  6. Готовность любыми способами избавиться от своих соперников.
  7. Отсутствие абстрактного мышления.
  8. Подверженность частым депрессиям из-за неудавшегося выполнения очередной задачи.

Как не превратить ребенка в невротика

Проявления у женщин

Синдром отличницы у взрослых женщин проявляется так же, как и у мужчин, но имеет более серьезные последствия в эмоциональном плане: на основе комплекса отличницы может возникнуть эмоциональное истощение.

Из-за того, что слабый пол более нестабилен в психологическом смысле, каждая неудача или несоответствие планам может вызвать депрессию, нервный срыв или сильные страдания. Комплекс отличницы в этом случае отличается от комплекса отличника.

Еще одной особенностью синдрома у женщины является стремление к соответствию идеалу. В отличие от взрослого мужчины, страдающего этой же проблемой, девушка должна не только сама соответствовать безупречному образу, но и ее избранник тоже обязан быть на высоте. Такая придирчивость может помешать счастливой семейной жизни. Часто синдром отличницы оставляет девушку без спутника жизни.

На вопрос, как избавиться от синдрома отличницы, есть простой ответ: нужно использовать те же способы лечения, что и при избавлении от синдрома отличника.

Синдром отличницы грозит девушке одиночеством

Сложности

Кроме неприятных последствий синдрома отличницы, существуют определенные сложности, которые будут испытывать заболевшие этим недугом.

  1. Во взрослом уме укоренился страх плохой оценки и он переносится на все ситуации жизни. Такой человек не станет браться за дело до того момента, пока не будет уверен, что сделает все на отлично. Испуг властвует над ним даже спустя много лет, и избавиться от него сложно.
  2. Страх неправильного решения, связанный с синдромом отличника, проявляется в любых ситуациях, где требуется принять самостоятельное решение и нести за него ответственность. В случае неверного выбора и неудовлетворительного результата человек будет думать, что сам во всем виноват, и поэтому не имеет возможности переложить ответственность на чужие плечи.
  3. Вечная зависимость от установленных критериев и четко прописанных действий, которая преследует еще с детского возраста. Удобно жить, когда есть инструкция к любому делу, и там написано, как добиться отличного результата. В результате такие личности не умеют самостоятельно решать что-либо и становятся узниками прописанных планов.

Такой человек не имеет возможности объективно поставить оценку себе и своим действиям. Он просто не понимает, как можно оценивать себя. Психология объясняет зависимость от чужого мнения этим. Кроме того, у человека в голове постоянно обитает внутренний родитель, который оценивает и критикует все его действия. Это явная сложность, которой страдает человек при синдроме отличника.

Отличие комплекса от перфекционизма

Как было сказано выше, этот синдром является определенной разновидностью перфекционизма. Но в чем же все-таки разница? Перфекционизм – это психологическое расстройство человека, при котором кажется, что идеал достижим. В отличие от синдрома отличника, такие люди требовательны к себе и другим, они стараются все исполнить идеально, и когда это не выходит, они безумно страдают. Сама личность прекрасно осознает, что идеала не существует, а всем людям свойственно ошибаться, но внутренний голос твердит, что необходимо сделать все безупречно, и так обязательно будет.

Главным отличием считают то, что перфекционист стремится все сделать идеально и требует этого от других. Комплекс отличника зиждется на признании и результате:

  • отличной оценке;
  • привлечении внимания;
  • похвале родственников и т. д.

Можно сделать вывод, что перфекционистам важна сама работа и ее качество, а людям с синдромом отличника – результат и его принятие в обществе. Еще одним не менее важным отличием является то, что комплекс заставляет человека любое задание воспринимать, как соревнование, для победы в котором любые средства хороши. Такие люди часто терпеть не могут своих соперников и радуются их неудачам.

Перфекционисту же наплевать на то, есть у него конкуренты или нет. Главное – это процесс работы, во время которого он спокойно может забыть про существование остального мира и всех людей, окружающих его.

Объединяет эти расстройства то, что они оба или мешают многим вести нормальную жизнь, или помогают, мотивируют на достижения различного рода. У женщин и мужчин эти проблемы развиваются по-разному, но это не значит, что какой-то пол подвержен большему влиянию. Однако некоторые специалисты считают, что представительницы прекрасной половины человечества имеет большую склонность к заболеваниям такого рода.

Определение перфекционизма

Лечение

Если вы заметили у ребенка наличие этого синдрома, ознакомьтесь с нижеизложенными рекомендациями.

  1. Первым делом стоит объяснить малышу, что с оценками он будет сталкиваться всю свою жизнь, и иногда они бывают предвзятыми, а не объективными. Это не тот фактор, который определяет настроение и состояние нескольких дней.
  2. Любите ребенка за то, что он есть, выражайте свою любовь так, чтобы он это понимал и чувствовал. К примеру, можно чаще обнимать его, целовать, говорить приятные слова просто так. Уделяйте ему больше времени, разговаривайте с ним, выслушивайте и оказывайте поддержку советами и действиями. Чаще играйте всей семьей в игры, где победу решает случай, а не упорные тренировки. Так ребенок поймет, что не всегда можно быть на первом месте, и ничего плохого в этом нет.
  3. Выезжайте на пикники, катайтесь на велосипедах, гуляйте в парке всей семьей. Найдите общее хобби и чаще уделяйте все вместе ему время.
  4. Запишите ребенка на кружок по его вкусу. Помогите и поддержите его в этом начинании.
  5. Не ставьте перед своим чадом невыполнимые цели. У детей, по сравнению со взрослыми, возможности ограничены.
  6. Помогите ребенку расставить приоритеты и выбрать наиболее значимые и важные занятия из всех его увлечений.
  7. При синдроме отличника не стоит сравнивать ребенка с другими детьми как в худшую, так и в лучшую сторону.
  8. Развивайте у него чувство юмора и привычку смеяться над своими неудачами, делать соответствующие выводы, а не впадать в депрессию. Объясните, что каждый имеет право на ошибку, и он в том числе. Также следует сказать, что в этом нет ничего страшного и неисправимого. Практически любая оплошность не является смертельной и можно все исправить.

Рекомендации для взрослых

Синдром отличника у взрослого пациента лечится сеансами с психиатром. Однако существует несколько советов, которые предлагают психологи для закрепления результата. Таким людям советуют избавиться от страха неудачи и время от времени специально нарушать распорядок дня, свои правила и стереотипы:

  • стараться не перекладывать ответственность за свои действия на других;
  • смеяться над всеми своими неудачами, но не забывать делать выводы;
  • иногда показывать свои ошибки окружающим людям, тем самым доказывая человеческое происхождение;
  • рискнуть и заняться делом, которое может принести удачу;
  • провести эксперимент с одеждой и внешним видом: в этот день желательно не переживать о производимом вашим образом впечатлении;
  • пересилить себя и попросить помощи у более опытного специалиста в какой-то области работы;
  • запомнить, что невозможно нравиться абсолютно всем;
  • хвалить себя за достижения и слишком не убиваться из-за совершенной ошибки;
  • всегда ставить здоровье на первое место – это касается и физического, и психологического состояний организма;
  • откровенно поговорить с близкими людьми о своих ошибках и попросить их помочь проанализировать поступки и действия.

Смех над ошибками — отличный способ борьбы с комплексом

Заключение

После обнаружения у себя или своих близких этого комплекса и изучения проблемы с помощью интернета или научной литературы, человек задается вопросом, как избавиться от синдрома отличника.

Единственно правильным решением проблемы для взрослого человека будет консультация со специалистом, этот синдром непрост и требует неординарного подхода к лечению.

Воспитание ребёнка – очень важное и ответственное дело. Родители влияют на то, каким будет их ребёнок, какие черты будут в нём наиболее развиты. От родителей зависит будущее ребёнка, его отношение к жизни и стремления. Поэтому родителям необходимо обладать знаниями в области психологии и педагогики, ведь от этого зависит судьба их дальнейшего рода.

Синдром отличника или перфекционизм

Для всех родителей ребёнок является гордостью. Они хотят, что бы он был самым лучшим и добивался успеха во всём, в том числе и в учёбе. И чтобы добиться желаемого, родители предъявляют жёсткие требования и хотят видеть в дневниках своих детей только отличные оценки. Но в этом случае родителей и их детей может подстерегать опасность в виде синдрома отличника (отличницы).

Психология даёт определение синдрому отличника или перфекционизму как психическому состоянию, при котором человек ставит себе изначально самые высокие цели и любым способом стремится достичь их, при этом стремясь выполнить поставленное задание исключительно идеально, часто забывая о других жизненных вещах — например, развлечениях, отдыхе, еде и общении.

Портрет ребёнка с синдромом отличника

Ребёнок со следующими симптомами, болен синдромом отличника:

  • Самооценка нестабильна. Похвала вызывает черезмерную уверенность, критика же способна вызвать неуверенность в своих силах при преступлении к следующему делу.
  • Желание получить отличную оценку всеми доступными ему путями. Возможно проявление обмана и лжи. Ребёнок способен оболгать одноклассника, который отвечал лучше, скрыть от родителей нехорошие оценки.
  • Ревностное отношение к успехам других детей. Ребенок радуется чужим неудачам. Так ему представляется, что он становится ближе к успеху.
  • Эмоционально неуравновешен. Например, если родители или учителя не похвалили, начинается истерика вплоть до слёз. У ребёнка возникает ощущение, что никто не желает оценить по заслугам его успехи.
  • Неспособность преодолевать несложные преграды на своём пути. Ученик способен прекратить задание прямо посередине урока лишь потому, что совершил ошибку и ему кажется, что всё теперь пропало.
  • Ребенок не способен воспринимать критику и замечания.
  • Ребёнок ради хорошей успеваемости в учёбе может постоянно жертвовать развлечениями и общением с друзьями.
  • Неуспеваемость в учёбе может вызвать апатию. Ребёнок может уйти внутрь себя и погрузиться в состояние, близкое к депрессивному.

Доминирующим мотивом в учебной деятельности для ребенка становится достижение наивысшей оценки, причём любым путём, а также одобрение и похвала от окружающих.

С взрослением ребёнка синдром отличника перерастает в перфекционизм. Перфекционизм – это психологическая черта личности, со сложной структурой.

Главные симптомы перфекционизма:

  • Уровень притязаний выше нормы. Сверхвысокая требовательность к себе;
  • Высочайшие стандарты при выполнении деятельности с ориентацией на «самых успешных»;
  • Все люди воспринимаются как требовательные и критикующие;
  • Человек постоянно сравнивает себя со своим окружением;
  • Оценивает и планирует свои действия по принципу «либо всё, либо ничего»;
  • Внимание фиксируется на несовсем удачных своих действиях.

Стремление выполнить работу превосходно, «отшлифовывая» каждую деталь. Перфекционисты беспрерывно подвергают критике уровень выполнения задания, очень восприимчивы к чужим словам и практически неспособны получать удовольствие от результатов своей работы из-за уверенности, что она сделана на не совсем отличном уровне.

В реальности постоянное стремление к идеалу нередко оборачивается одиночеством, отсутствием нормального отдыха и развлечений, а также к психическому нездоровью из-за частого нервного напряжения.

Причины

Существует как врождённый, так и приобретённый синдром отличника. Но формируется и становится явным он как раз в детском возрасте, чаще всего, когда ребенок поступает в школу.

Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам:

  • Заниженная самооценка. Дети думают, что они по какой-то причине не полноценны и делают всё, чтобы нивелировать это хорошей учебой.
  • Врождённая потребность в похвале и признании. Часто это является природной чертой характера, которую нужно своевременно выявить и постараться её сгладить.
  • Потребность получить внимание родителей.
  • Страх наказания. Такие дети склонны к робости и очень дисциплинированы, они не хотят расстроить своих родителей или учителей.

Как избавиться от синдрома отличника?

Лучшее лечение от синдрома отличника — это безусловная любовь своих детей родителями. Любовь просто так, за то, что он, ребёнок — за то, что он просто есть. Такое лечение должно быть постоянным.

Категорически запрещается:

  • Сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Сравнивать можно только его же результаты, предыдущие с новыми. Например, обратить внимание на то, что у него стало получаться, что-то лучше, чем какое-то время назад.
  • Делать выговор за оценки. Даже если вместо отличной отметки ребёнок принёс плохую оценку, не стоит ругать его, узнайте, что не получилось сделать и помогите справиться со сложным заданием.
  • Бояться совершения ошибки. Ошибка – это опыт, возможность победить трудность, познать себя. Ведь все совершают ошибки и вы в том числе.
  • Оценивать своего ребёнка по отметкам. Оценка – это лишь промежуточный результат определённого временного отрезка. А вы любите своё чадо несмотря ни на что, помните про безусловную любовь. Показывайте её при любой возможности.
  • Отталкивать. Даже, когда вы не в настроении приходите домой, и сынок или дочка бегут вам навстречу поделиться эмоциями, полученными в школе от общения с одноклассниками, непременно поговорите с ними. Сразу, пока впечатления так свежи. Позже их восторг от беседы с родителями станет меньше.
  • Обременять заданиями. Вы желаете, чтобы ребёнок был всесторонне развит, для этого вы записали его во всевозможные кружки и секции. Но учёба забирает много сил, их может не остаться на другие занятия. Ваш ребёнок – не ленивый, возможно, вами были переоценены его возможности. Предоставьте ребёнку самому выбрать, куда ему ходить, где ему будет нравиться, а не вам.

Советы родителям

У детей синдром отличника с большой долей вероятности появляется от недостаточности внимания и любви. Отличными оценками ребенок неосознанно старается заслужить дополнительную похвалу от своих родителей.

Увидев нездоровую реакцию ученика на его отметки, постарайтесь проявить свою любовь открыто:

  • ведь нужно обнимать своего ребенка чаще, без повода;
  • улыбайтесь ему и смотрите в глаза, когда он чем то взволнованно с вами делится;
  • говорите своему чаду слова любви и понимания;
  • спокойно скажите, что вы любите его только за то, что он у вас есть;
  • проводите вместе больше времени, не отгораживайтесь, ссылаясь на работу, если ему необходима ваша помощь и совет.

Если вы обращаете внимание, что ваш ребёнок уделяет урокам очень много времени, предложите ему выйти на прогулку, позвать товарищей в гости или навестить их.

Мысли об учёбе нужно постараться заменить более интересными для него вещами:

  • запишите его на спортивные или творческие секции;
  • совершайте прогулки всей семьёй;
  • проводите больше времени с ним, играя в настольные игры.

Как победить синдром отличника, смотрите в следующем видео.

С какими ситуациями в будущем может столкнуться перфекционист и как это начинается с синдрома отличника, смотрите в следующем видео психолога Вероники Степановой.

Синдром отличника – комплекс психологических особенностей личности, характеризующийся стремлением достичь высоких целей и получить похвалу, одобрение окружающих. У детей проявляется в учебе, спорте, творческой деятельности; у взрослых – в профессиональной карьере, семейной жизни, быту. Общие признаки: постановка заведомо сложных задач, приложение максимума усилий для их решения, потребность во внешней положительной оценке, недостаточная ориентированность на собственные интересы и желания. Диагностика синдрома выполняется методом клинической беседы, психодиагностики. С целью коррекции используется индивидуальная, семейная и групповая психотерапия.

Общие сведения

Название синдрома объясняется возрастом дебюта – симптомы начинают проявляться в первые школьные годы, когда учеба становится основной деятельностью для самореализации, самовыражения детей, стремящихся получить одобрение, похвалу взрослых. Синдром отличника более распространен среди девочек – для них более характерна ориентация на внешнюю оценку в сочетании с аккуратностью, усидчивостью, послушностью, эмоциональной привязанностью к родителям. Отчетливые симптомы определяются у учеников начальной школы, менее выраженные могут сохраняться на протяжении всей жизни. Людей с синдромом отличника ошибочно называют перфекционистами, основное различие – для «отличников» значима оценка окружающих, а не идеальное выполнение задачи.

Синдром отличника

Причины синдрома отличника

Стремление быть лучше остальных, постоянная потребность получать признание, подкреплять положительную самооценку формируются как результат предыдущего социального опыта – взаимодействия с родителями, воспитателями детского сада, сверстниками. В большинстве случаев причиной синдрома отличника становятся особенности отношений внутри семьи, в частности:

  • Компенсация родительских неудач. Успехи детей могут быть продолжением амбиций взрослых. Родители ориентируют ребенка на достижение целей, значимость которых признана обществом, пренебрегая его интересами, желаниями, состоянием здоровья. Через успешность школьника в учебной деятельности, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах они повышают собственный социальный статус, получают признание родственников, педагогов, коллег.
  • Высокие требования. В семьях, где ценится общественное признание, формально зафиксированные достижения (школьные отметки, грамоты, медали, звания, должности), люди стремятся быть успешными. Внутренние установки, модели поведения родителей неосознанно передаются детям.
  • Недостаток внимания. Похвала родителей за отличную школьную оценку рассматривается ребенком как проявление любви. Поощрение подкрепляется разрешением дольше смотреть телевизор, покупкой игрушек, красивой одежды. Успех ребенка становится условием родительского внимания, получения материальных благ.
  • Заниженная самооценка. Хорошей учебой, спортивными достижениями ребенок пытается компенсировать неуверенность в себе, комплексы относительно внешности, социального статуса семьи, отсутствия друзей. Официальное признание успехов, способностей, положительных качеств временно повышает самооценку.

Патогенез

Синдром отличника имеет психогенную природу, в его основе лежат особенности личности, потребности, комплексы, ценности и установки. Ведущая тенденция – достичь поставленной цели для получения положительной оценки общества. Принятие, одобрение, похвала, признание сильных сторон становятся необходимыми условиями компенсации неуверенности, чувства одиночества, малозначимости. Ориентация личности на формальные, внешние атрибуты часто формируется в ущерб содержательным – ребенок или взрослый выполняет деятельность, не получая удовольствия и удовлетворения в процессе, фокус смещается на результат. Постепенно накапливается аффективное напряжение, недовольство, подавленность, разочарованность. Эмоциональные проблемы усиливаются при неудачах, нередко развивается депрессия, снижается самооценка, формируются страхи.

Симптомы синдрома отличника

Дети и взрослые с комплексом отличника имеют нестабильную самооценку, зависящую от успехов, неудач и отношения окружающих. Они чувствительны к критике и похвале, долго переживают из-за совершенных ошибок, отказываются от нового дела, охваченные страхом поражения. Боязнь не добиться цели заставляет прикладывать максимум усилий, затрачивать все имеющиеся ресурсы. Стремление к «победе» настолько сильное, что используются все возможные средства, включая ложь, манипуляции, шантаж. Дети списывают решения заданий у товарищей, скрывают от родителей плохие отметки, взрослые устраняют конкурентов, пользуются служебным положением в личных интересах.

У «отличников» не остается времени и сил на любимые занятия, развлечения, отдых. Накапливается усталость, усиливается эмоциональная неустойчивость, неудовлетворенность деятельностью и жизнью в целом. Неудачи, критика, недостаточная похвала провоцируют аффективный всплеск – плач, истерику, ругань. Отсутствие опыта преодоления трудностей, продуктивного разбора ошибок проявляется подавленностью, апатией, депрессией. «Отличники» длительно и болезненно переживают неуспех, неохотно берутся за аналогичные задания в будущем, при первых ошибках признают «поражение», отказываются продолжать работу. В мышлении прослеживается дихотомичность: задача должна быть выполнена идеально либо не выполнена совсем.

Осложнения

Осложнения синдрома отличника развиваются на базе эмоциональной неустойчивости, напряженности и истощенности. В младшем школьном возрасте часто формируются тики, обсессивно-компульсивное расстройство, психосоматические реакции. Обнаруживаются непроизвольные мышечные подергивания, навязчивые действия (мытье рук, перекладывание книг), частые простуды, головокружения, боли. В подростничестве проявляются социальные страхи – боязнь публичных выступлений, творческих заданий, общения со сверстниками. При отсутствии психологической коррекции синдром не ослабевает во взрослом возрасте, осложнениями становятся неврозы и психосоматические заболевания: депрессия, конверсионное расстройство, артериальная гипертония, астма и другие.

Диагностика

Само по себе стремление ребенка получать пятерки, побеждать на олимпиадах и соревнованиях не вызывает беспокойства родителей. Обращение к врачам и психологам происходит на этапе развития осложнений, когда синдром отличника определяется как этиологический фактор психосоматического или невротического расстройства. Существует проблема его различения с перфекционизмом, стремлением к самореализации. Надежные стандартизированные методы исследования отсутствуют, дифференциальная диагностика выполняется на основании клинических данных: «отличники» акцентируют внимание на внешней стороне деятельности – признанности результата (оценках, наградах), победе над конкурентами; перфекционисты сконцентрированы на качестве выполнения задания и собственных способностях, компетенциях, дефицитах. При комплексном диагностическом обследовании используются следующие методы:

  • Опросники. Используются методики исследования личностной сферы и ее отдельных компонентов: самооценки, перфекционизма, детско-родительских отношений. Набор тестов определяется психологом индивидуально с учетом возраста пациента. Применяется Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчик, Шкала самооценки Дембо-Рубинштейн, Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта.
  • Проективные методики. Результаты интерпретации заданных ситуаций, элементы рисунков выявляют неосознаваемые, отвергаемые пациентом черты, скрываемые проблемы межличностных отношений в семье, школе, на работе. Исследование позволяет обнаружить деструктивные стили воспитания, повышенные требования родителей, ожидания и потребность пациента в положительной общественной оценке. Примерный комплекс методик: Рисунок семьи, Рисунок Человека, Тематический апперцептивный тест.

Лечение синдрома отличника

Терапия направлена на изменение системы ценностей и личностных установок, формирование личностной независимости, самоценности. На первом этапе проводятся индивидуальные встречи, ориентированные на осознание имеющейся проблемы, анализ ее причин, обсуждение возможных решений. Затем выполняется практическая групповая работа. Распространенными методами психотерапии являются:

  • Когнитивно-поведенческая. В ходе терапевтических бесед происходит осознание и открытое обсуждение проблем: наличие заниженной (неустойчивой) самооценки, неумение выделять приоритеты, проигрывать, учиться на ошибках, выстраивать дружеские отношения. На стадии коррекции поведения в повседневную жизнь постепенно внедряются новые шаблоны: в режиме дня выделяется время отдыха и развлечений, апробируется расслабление и продуктивная концентрация в стрессовых ситуациях (при нехватке времени, совершении ошибок, получении критики).
  • Семейная. Взаимоотношения с супругом или супругой, родителями часто становятся источником синдрома и основной сферой получения подкреплений – похвалы, признания, любви. Для преодоления негативных эффектов необходимо изменить не только личность пациента, но и ожидания, поведение близких людей. На психотерапевтических сеансах обсуждаются продуктивные способы взаимодействия, смещающие акцент с оценки результата на качества личности. Членам семьи рекомендуется хвалить и поощрять трудолюбие, целеустремленность, ум, креативность, не сопоставлять достижения ребенка (взрослого) с успехами других людей, поддерживать при неудаче, помогать анализировать ошибки с ориентацией на будущий успех.
  • Групповые тренинги. Работа в команде является важной составляющей овладения практическими навыками, необходимыми для личностных изменений. В играх пациент пробует занимать различные позиции, принимать роли – ведущий, ведомый, победитель, проигравший, «запасной игрок», «режиссер» (невидимый игрок). Учится изменять мотивацию с внешней, формальной стороны деятельности на содержательную, ценить процесс, акцентируя внимание на удовольствии, дружеских отношениях, заинтересованности заданием. После игры психотерапевт проводит обсуждение трудностей, ошибок, успехов и сопутствующих переживаний пациента.

Прогноз и профилактика

При комплексной психотерапевтической помощи прогноз синдрома отличника благоприятный: все проявления постепенно редуцируются, личностные установки изменяются. Профилактикой следует заниматься с раннего детства. Родителям рекомендуется проанализировать и скорректировать особенности воспитания: при необходимости снизить требования к ребенку, ценить его качества (не достижения), проявлять безусловную любовь и принятие, не ругать и не наказывать за неудачи, не сравнивать с другими детьми. В плане дня важно выделять время для занятий, которые не имеют конечной цели, а интересны и приносят удовольствие – прогулки, игры, занятия спортом без соревнований и нормативов.