Суть социального конфликта: причины, виды, стадии и функции

Только зная сущность и функции конфликта, возможно правильное управление им и его позитивное решение. Об этом и пойдет речь в статье.

Определение понятия «конфликт»

Если задаться целью, то из современной психологической литературы можно почерпнуть более сотни определений этого термина с ощутимыми различиями в формулировании.

Из наиболее распространенных стоит упомянуть такие:

  1. Конфликт — это выражение субъективных или объективных разногласий, нашедших выражение в поединке сторон.
  2. Конфликт — это один из острейших способов решения существенных разладов, возникших во время взаимодействия его субъектов и сопряжен с отрицательными эмоциями.

Возникает ряд вопросов. Что можно считать существенным противоречием, что такое разногласие в общем и как отличить его от конфликта?

Различие между противоречием и конфликтом

Кроме Юрия Рождественского, никто из специалистов не считает разногласие речевым актом. Знаменитый лингвист определяет три стадии развития схватки интересов, которые стали причиной проблемной ситуации. Он считает, что ими являются:

  • разница во мнениях;
  • разногласия в обсуждениях;
  • неприкрытая борьба в действиях, выраженная конфликтом.

Из этого следует, противоречие — это диалог, иными словами речевой акт, при котором стороны выражают разногласия. Конфликтом же стоит считать речевые акты субъектов, которые обращены на причинение вреда противнику.

Состав, структура конфликта

Для того, чтобы понятие и функции конфликта стали ясными, необходимо ознакомиться с четырьмя основными его составляющими: динамикой, структурой и управлением.

Структура названного понятия состоит из:

  • предмета спора или объекта;
  • субъекта (-ов), то есть конкретных индивидов, организаций, групп, учавствующих в нем;
  • масштаба (он может быть глобальным, региональным, локальным или же межличностным);
  • условий, в которых протекает конфликт;
  • тактики и стратегии сторон;
  • возможных исходов конфликта, результатов, последствий, а также осознания этого.

Настоящий конфликт — это комплексный развивающийся процесс, который следует по таким стадиям:

  1. Предметная ситуация. На этом этапе рождаются объективные причины для его начала.
  2. Конфликтное взаимодействие. Эта стадия представляет инцидент, либо же временное развитие затруднительной ситуации.
  3. Полное или частичное разрешение проблемной ситуации.

Функции конфликтов

Следует также рассмотреть, какие функции выполняет конфликт, в зависимости от последствий для его участников:

  • конструктивную (напряжение, возникшее в ходе затруднительной ситуации, может быть использовано для решения определенных задач или целей);
  • диалектическую (нахождение причин конфликта);
  • деструктивную (устранение проблем затормаживает эмоциональный окрас взаимодействия).

Это основные функции конфликта, выражающиеся в его последствиях, но многие авторы выделяют еще несколько, в зависимости от своих взглядов.

Управление конфликтом

Конфликтом можно управлять — то есть преднамеренно воздействовать на путь развития проблемной ситуации. Существует два аспекта: внешний и внутренний. Первый заключается в том, что руководитель/лидер может выступить субъектом управления. Внутренний же означает контроль собственного поведения в конфликтном взаимодействии.

Трактовка функции конфликтов

Научная литература демонстрирует разное отношение к описываемому вопросу. Как явление отрицательного порядка, проблемная ситуация нуждается в разрешении, а по возможности лучше ее и вовсе избегать. Это мнение содержится в работах авторов административной школы. И группа специалистов, относящихся к школе «человеческих отношений» придерживаются аналогичной мысли. Ведь присутствие проблемных взаимодействий в организации означало неправильное управление и малоэффективную работу.

Сегодня существует мнение, что разногласия возникают, а в отдельных случаях желательны, даже в организациях с продуманным управлением. Позитивные функции конфликта состоят в обнаружении различных точек зрения, множества источников информации, а также вскрытии проблемных мест. Но отрицательные его проявления заключаются в возможном возникновении насилия, дезорганизации, замедлении темпов развития и др.

Следует сделать вывод, что функции конфликтов заключаются в развитии группы или личности, но и могут привести к отрицательному самоощущению, ухудшению работы в группе или организации. Правильное или безграмотное управление проблемной ситуацией решает ее роль для субъектов, деструктивные функции конфликта могут взять верх.

Классификации конфликтов

Современные авторы предлагают большой выбор классификаций согласно разным принципам. Так, социолог Андрей Здравомыслов представляет классификацию по уровням сторон конфликта:

  • между культурами (типами культур);
  • между государственными формами;
  • между и внутри институций;
  • между ассоциациями.

Группы, втянутые в конфликт, могут разделятся на:

  • группы, основанные на общем положении;
  • этнические;
  • группы интересов;
  • между личностями.

Американский филосов Ральф Дарендорф определил одну из обширнейших его классификаций:

  • по масштабности;
  • по социальным последствиям;
  • по источникам возникновения;
  • по формам борьбы;
  • по отношению субъектов к конфликту;
  • по особенностям условий происхождения;
  • по использованной сторонами тактике.

А. В Дмитров классифицирует социальные конфликты по сферам: на политические, экономические, трудовые, образования, социального обеспечения и др.

Функции социального конфликта:

  • интегративная;
  • инновационная;
  • активизации социальных связей;
  • преобразования отношений;
  • сигнализации об очагах социальной напряженности;
  • профилактическая;
  • информационная;
  • адаптивная;
  • социальных изменений.

Если стороны социального конфликта в состоянии его урегулировать, то это служит стимулом для прогрессивных изменений в обществе.

Функции социального конфликта служат для определения важности данной затруднительной ситуации. Относительно конкретного субъекта конфликты делятся на:

  • Внешние (межгрупповые, между субъектом и группой, межличностные);
  • Внутренние (личностные конфликты).

Психологи также разделяют взаимодействия подобного рода на мотивационные, ролевые, когнитивные и другие.

Курт Левин считал, что мотивационные конфликты стоит причислить к внутриличностным. Примерами подобных могут быть неудовлетворенность работой, недостаток веры в себя, стрессы и перегрузки на работе. Берковиц, Майерс и Дойч относили эту же категорию к групповым.

Когнитивные конфликты у разных авторов также относятся как к межгрупповым, так и к внутриличностным.

Ролевые конфликты, суть которых в проблеме выбора подходящего варианта среди нескольких, рассматриваются на межгрупповом, межличностном и внутриличностном уровне. Согласно работам Фреда Лютенса, внутриличностные конфликты следует разделять на: целевоые, ролевые и фрустрационные.

Межгрупповые и межличностные конфликты

Межгрупповые конфликты возникают при столкновении интересов определенных групп. Толчком для возникновения подобной ситуации может стать схватка за ресурсы или влияние в организации, состоящей из ряда групп с отличающимися интересами.

Наиболее часто встречаются межличностные конфликты. Большая часть их возникает из-за борьбы за материальные ценности, хотя внешне это выглядит, как дисбаланс во взглядах или мировоззрении. Иными словами, это коммуникационные конфликты.

По характеру такие ситуации делятся на:

  1. Объективные — реальные проблемы.
  2. Субъективные — оценка поступков или явлений.

А по последствиям они классифицируются как:

  1. Конструктивные — рациональные изменения.
  2. Деструктивные — разрушение.

Алгоритм действий при управлении конфликтом

Для достижения результата с помощью правильного управления конфликтами, менеджер обязан определить его вид, а также причины и функции конфликтов.

Затем он применяет лучший из возможных способов решения.

Для управления внутриличностным конфликтом целей менеджер должен сопоставить личные и организационные цели. Для конфликта ролей сперва стоит разобраться с типом ситуации. Существует ряд способов разрешения внутриличностных конфликтов:

  • компромисс;
  • сублимация;
  • уход;
  • вытеснение;
  • переориентация;
  • коррекция и др.

Межличностные конфликты могут возникнуть в любой сфере взаимоотношений. Управление ими следует анализировать во внутреннем и внешнем аспектах.

На всех стадиях управления названной ситуацией следует рассматривать симпатии и антипатии, причины и факторы. Известны два способа разрешения такого вида конфликта: педагогический и административный. В большинстве случаев конфликты, к примеру, между подчиненным и начальником, изливаются в уход или борьбу. Оба варианта не подходят для их эффективного решения.

Специалисты рассматривают еще ряд возможных вариантов, как может вести себя индивид. Одним из наиболее популярных считается двухмерная модель Томаса и Киллмена. Она основана на обращении субъектов конфликта к своим интересам и интересам оппозиции. При анализе интересов участники придерживаются одного из пяти видов поведения: уход, борьба, уступки, сотрудничество, компромисс.

Групповые конфликты

Групповые конфликты встречаются не менее часто, но имеют больший масштаб и силу последствий. Менеджер должен учитывать, что причины такого взаимодействия кроются в:

  1. Нарушении норм группы.
  2. Нарушении ролевых ожиданий.
  3. Неправильной внутренней установке личности.

После тщательного анализа ситуации по вышеописанным параметрам необходимо рассмотреть форму, в которой она проявляется.

Конфликт между личностью и группой может быть решен двумя путями:

  1. Личность, открывшая проблему, исправляет признанные ошибки.
  2. Личность покидает группу в следствие несоответствия ее интересов с интересами группы.

Конфликт между двумя группами описывается во многообразии форм и причин возникновения. Он может быть выражен в забастовке, митинге, переговорах или встречах. Подобными ситуациями между группами особо тщательно занимались американские психологии и социологи Арнольд, Гельдман, Дилтон, Роббинс и другие.

Конфликт «группа-группа» может быть решен в процессе переговоров или в заключении договора о сопоставлении позиций и интересов субъектов.

Итак, существуют конструктивные функции конфликта — это фиксация противоречий, их разрешение, снятие напряженности и стабилизация. Их преобладание зависит от правильного управления ситуацией. Только так можно улучшить настоящее положение дел.

Неотъемлемой стороной социальной жизни каждого человека и его взаимодействия с людьми являются разногласия. Там, где индивидуальные интересы личности сталкиваются с интересами другого человека или общественной группы, практически невозможно обойтись без возникновения конфликтных ситуаций. В кругу семьи, на работе, в общественном транспорте, в супермаркете, в школе и даже детском саду бывают разногласия, которые человеку необходимо научиться вовремя нейтрализовывать или разрешать самым благоприятным для всех участников образом.

Понятие конфликта и его признаки

Конфликт представляет собой очень сложное общественное и психологическое явление. Рассмотрению этого понятия посвящены не только разделы общей и социальной психологии. Существует целая отрасль науки — конфликтология, исследующая состояния напряжения, причины их появления, механизмы и закономерности зарождения и развития подобных ситуаций, функции, положительные и отрицательные последствия, способы и возможности их предупреждения и разрешения.

Подробное исследование тематической литературы показало, что в современном словаре существует более 100 различных определений понятия конфликта в психологии.

С обывательской точки зрения очень часто он воспринимается как резко негативное событие, пронизанное чувством враждебности, обиды, непонимания и агрессии. При такой оценке ситуации кажется естественным желание любым путем избежать участия в подобном столкновении.

В период становления науки управления многие ученые склонялись к мнению, что проблемные ситуации — это свойство неэффективной деятельности организации и результат слабого управления. Но на сегодняшний момент все отрасли психологической науки единогласно разделяют точку зрения, что определенные расхождения возможны в самых эффективных организациях, даже при условии адекватных взаимоотношений всех членов коллектива. Спорные ситуации бывают нужными для дальнейшего развития и функционирования организации. Для этого необходимо научиться грамотно управлять конфликтом.

Термин «конфликт» имеет латинское происхождение. Это слово часто переводится как «столкнувшиеся», а кратко определить само понятие можно как отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Иногда конфликт рассматривается как особая форма (или вид) взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций сторон, проявляющихся в поступках. Специалистом — конфликтологом в этом случае важно проанализировать два момента: наличие самой проблемной ситуации и ее представленность в сознании участников. Практическое изучение различных видов конфронтаций позволило психологам сделать вывод о том, оба компонента (действия и представление в сознании) являют собой обязательные признаки и сущность конфликта.

Внутренняя структура

Конфликт, как и любой психологический феномен, имеет свою внутреннюю структуру. Главными структурными составляющими ситуации конфронтации являются:

  • присутствие противоборствующих сторон — индивид или социальная общность, чьи интересы были объективно затронуты, либо они считают, что инцидент имеет место быть;
  • объект спорной ситуации — предмет противоборства, существующая реально или мнимая проблема, которая является причиной столкновения;
  • образ предмета — представления о сложившейся ситуации в сознании участников, являющиеся побудительной силой и мотивом конфронтации;
  • условия — те обстоятельства, которые влияют на возникновение и развитие ситуации противостояния;
  • действия субъектов — поступки каждого участника конфликта зависят и направлены друг от друга и образуют взаимодействие;
  • итог противостояния — осознание последствий и результатов исхода.

Перечисленные компоненты считаются обязательными составляющими структуры конфликта в психологии. Отсутствие любого из элементов исключает сам факт проблемы, или же принципиально меняет ее характеристику.

Стадии протекания

Любой конфликт на практике представляет собой сложный динамический процесс, который развивается поэтапно. Принято выделять следующие стадии:

  1. Предметная стадия — зарождение противоречивых представлений и интересов, появление объекта спора.
  2. Стадия осознания — осознание субъектами своих интересов и мнений как правильно или неправильно понятых оппонентом.
  3. Конфликтное взаимодействие — применение определенных действий.
  4. Стадия разрешения — полное или частичное удовлетворение интересов сторон.

Ю.В. Рождественский, давая определение изучаемому понятию, выделил три стадии развития противоречий:

  • Расхождение во мнениях.
  • Несовпадения в дискуссиях.
  • Применение определенных действий.

Существует несколько ведущих признаков, по которым можно явно определить наличие конфликтной ситуации. В конфликтологии выделяют три характерные ее черты:

  • Биполярность (противопоставление двух начал). Это наличие двух, противоречащих друг другу, несовместимых интересов.
  • Активность. Означает действия, направленные на преодоление разногласий. Конфликтность проявляет себя в борьбе сторон, которая заканчивается разрешением противоречий.
  • Субъективность (наличие носителей, субъектов).Всегда присутствует индивид (или группа), который проявляет активность в создании противоречий, дает им импульс, а также может оказывать влияние на протекание и его разрешения.

Классификация конфликтных ситуаций

Выделение основных видов конфликта в психологии и главных признаков, по которым они разделяются, необходимо для правильного понимания основного понятия. От того, какие бывают конфликты и чем они отличаются друг от друга, зависят стратегии их разрешения.

В психологической литературе существует большое количество вариантов классификаций понятия конфликт. По сфере возникновения конфликты бывают производственными, семейными и социальными. Кратко о каждой их разновидности:

  • Производственные — возникают в группах, организациях и коллективах и затрагивают сугубо деловую сферу отношений: рабочие процессы, вопросы дисциплинарного порядка, отношения руководителей между собой, руководителя с подчиненными, взаимодействия подчиненных внутри коллектива и т. п.
  • Семейные — противоборство между членами семьи, которое возникает в связи с возникновением антагонистично направленных мотивов и интересов.
  • Социальные — к ним можно отнести открытое столкновение противоположных мнений, интересов, идей, позиций различных социальных субъектов (индивидов, отдельных групп или общества в целом). Чем сложнее структура общества, тем больше проявляется его разобщенность. Этот вид конфликтов обнаруживается, как правило, в несовпадении экономических, политических, духовных взглядов представителей общественных групп, а также в недовольстве социальным неравенством.

Каждый конфликт имеет свою природу возникновения. Он может быть эмоциональным, либо деловым:

  • Эмоциональные — возникают по причине индивидуально-психологических особенностей каждого индивида и имеют личностную природу. Источником этих разногласий является психологическая несовместимость оппонентов.
  • Деловые — возникают на производстве, в сфере деловых отношений, их причина кроется в недостатках организации рабочего процесса, ошибках в стиле управления и распределении функций и ролей.

Любой конфликт может тем или иным образом влиять на совместную деятельность. Влияние его бывает конструктивным, либо деструктивным:

  • Конструктивные (функциональные) — их последствия способствуют развитию межличностных отношений участников и позволяют принимать правильные обоснованные стратегические решения. В результате конфликтной ситуации интересы всех субъектов соблюдены, каждый чувствует свою сопричастность и удовлетворение от итога. Принятое решение реализуется в максимально короткие сроки, без особых усилий. Отношения между сторонами строятся по принципу открытости и взаимоуважения. Возникшие разногласия для участников конфликта больше не воспринимаются в негативном ключе.
  • Деструктивные (дисфункциональные) — эти конфликты вызывают преграды в принятии обоснованных и эффективных решений и нарушают результативное взаимодействие в группе или организации. Деструктивные конфликты приводят к соперничеству и конкуренции среди участников сложившейся ситуации. При этом прослеживается отсутствие готовности к взаимодействию и работе в группе для общего положительного результата. Преобладают негативные эмоции и настроения, заметна тенденция во что бы то ни стало и вопреки всему одержать победу в споре.

Суть конфликта может колебаться от эмоциональной до разумной составляющей. По своей сути они бывают:

  • Реалистичные — разновидность конфликтов, основной направленностью которых всегда будет стремление достижения определенной цели. Причиной их может быть требование выполнения условий одной из сторон, а также несправедливое распределение реальных преимуществ.
  • Нереалистичные — движущей силой здесь является выражение недовольства, выплеск отрицательных эмоций, гнева и раздражение. Иначе этот вид можно охарактеризовать как «ссора ради ссоры».

В зависимости от количества участвующих сторон ситуации тоже разделяются на несколько групп. Вот основные из них:

  • Внутриличностные — конфликт, происходящий в сознании субъекта. Это внутреннее несоответствие одинаковых по силе, но различных по направленности личных мотивов, интересов, потребностей индивида. Налицо всегда будет присутствовать борьба между желаемым и возможным, между необходимостью соблюдать нормы для достижения цели и намерением их обойти. При выборе оптимального решения приходится преодолевать внутреннее сопротивление. На это затрачивается много внутренних сил и времени, возрастает эмоциональная напряженность, человек оказывается в ситуации стресса различной интенсивности, протекание конфликта происходит остро.
  • Межличностные — это столкновение двух и индивидов, отстаивающих свои интересы или интересы своей группы. Считается наиболее распространенным видом конфликтов. В их основе могут лежать самые разнообразные причины: как субъективные (различия во взглядах, характерах, мнениях, морально-нравственные противоречия и т. д. ), так и объективные (например: ущемление прав, несправедливое распределение ресурсов).
  • Межгрупповые — возникают как следствие противостояний различных групп, подразделений, общественных организаций, отстаивающих свои позиции и цели. Порой объединение в группу возникает стихийно, на фоне отстаивания общего интереса. Сплоченность может сразу исчезнуть, как только конфликтная ситуация разрешается.
  • Между индивидом и группой — возникает, когда личность занимает позицию, отличающуюся от позиции в группе. В этом случае возможно стремление группы и индивида к единой цели, но достижение результата выражены различными представлениями.

Разделение конфликтов на возможные виды весьма условно, между ними нет четких границ и на практике при возникновении противоречий обычно происходит сочетание несколько типов конфликтов.

Функции конфликта

В современном обществе процесс конфликта важно уметь сдержать в рамках кооперации и здоровой конкуренции. Открытое противоборство означает переход ситуации за цивилизованные границы. Именно по этой причине функции конфликта в психологии принято разграничивать на конструктивные и деструктивные. Конструктивные функции имеют позитивный результат. Ход их протекания, обычно, следует такой модели:

  • выплеск напряженности между субъектами конфликтной ситуации;
  • согласование интересов сторон и объединение общей целью для решения задач;
  • активизация и реформирование совместной деятельности;
  • реализация потребностей и интересов;
  • выявление недостатков, противоречий и стимулирование к их устранению;
  • ослабление конфронтации в социально-психологическом аспекте взаимоотношений;
  • переоценка ценностей и устоявшихся норм.

Если функция конфликта имеет резко деструктивный характер, алгоритм его протекания будет таким:

  • ослабление единства группы;
  • разрозненность интересов, целей и действий людей;
  • нарастание напряженности и недовольства;
  • создание препятствий для достижения общего результата;
  • акцент на «победу любой ценой»;
  • нарушение системы коммуникаций и уклонение от сотрудничества;
  • представление об оппоненте как о враге, восприятие его целей в отрицательном ключе.

Необходимо отметить, что любой конфликт несет в себе как негативные, так и положительные моменты. В реальной жизни бывает непросто установить черту между конструктивностью и деструктивностью сложившегося противостояния.

  • Основные стадии развития конфликта

Обычно и социальном конфликте выделяют четыре стадии раз­вития:

1) предконфликтная стадия;

2) собственно конфликт;

3) разрешение конфликта;

4) послеконфликтная стадия.

1. Предконфликтная стадия.Конфликту предшествует предконфликтная ситуация. Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенны­ми противоречиями. Однако противоречия, как уже говорилось, не всегда влекут за собой конфликт. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовмес­тимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ве­дут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

Социальная напряженность представляет собой психологиче­ское состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социаль­ной напряженности в этот период являются групповые эмоции. Следовательно, определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе является вполне естест­венным как защитная и адаптивная реакция социального организ­ма. Однако превышение определенного (оптимального) уровня со­циальной напряженности может привести к конфликтам.

Одним из ключевых понятий в социальном конфликте являетсянеудовлетворенность. Накопление неудовлетворенности существую­щим положением дел или ходом развития событий ведет к росту со­циальной напряженности. При этом происходит трансформация не­удовлетворенности из субъективно-объективных отношений в субъ­ективно-субъективные. Суть этой трансформации заключается в том, что потенциальный субъект конфликта, недовольный объек­тивно существующим положением дел, выявляет (персонифицирует) реальных и предполагаемых виновников неудовлетворенности. Одновременно происходит осознание субъектом (субъектами) кон­фликта неразрешимости сложившейся конфликтной ситуации обычными способами взаимодействия.

Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансфор­мируется в открытый конфликт. Однако сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не пе­рерастать в конфликт. Для того чтобы конфликт стал реальным, не­обходим инцидент.

Инцидент — это формальный повод для начала непосредствен­ного столкновения сторон. Например, убийство в г. Сараево на­следника австро-венгерского престола Франца Фердинанда и его жены, осуществленное группой боснийских террористов 28 августа 2019 г., послужило формальным поводом для начала Первой миро­вой войны, хотя напряженность между Антантой и Германским во­енным блоком существовала уже много лет.

Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоци­рован субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует некая «третья сила», пресле­дующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте.

Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качест­во. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта по­ведения конфликтующих сторон:

1) стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоре­чия и найти компромисс;

2) одна из сторон делает вид, что ничего особенного не про­изошло (уход от конфликта);

3) инцидент становится сигналом к началу открытого противо­стояния.

Выбор того или иного варианта во многом зависит от кон­фликтной установки (целей, ожиданий, эмоциональных ориента­ции) сторон.

2. Собственно конфликт. Начало открытого противоборства сто­рон является результатом конфликтного поведения, под которым по­нимают действия, направленные на противостоящую сторону с це­лью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппо­нента к отказу от своих целей или к их изменению. Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:

  • • активно-конфликтное поведение (вызов);
  • • пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
  • • конфликтно-компромиссное поведение;
  • • компромиссное поведение.

В зависимости от конфликтной установки и формы конфликт­ного поведения сторон конфликт приобретает собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать до­полнительные причины своего углубления и разрастания. Каждая новая «жертва» становится «оправданием» для эскалации конфлик­та. Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным.

Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии:

1) переход конфликта из латентного состояния в открытое про­тивоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами;

2) дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения сво­их целей и блокирования действий противника вводятся все новые и новые ресурсы сторон. Почти все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все более неуправляемым и непред­сказуемым;

3) конфликт достигает своего апогея и принимает форму тоталь­ной войны с применением всех возможных сил и средств. На этой фазе конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели конфликта. Главной целью противоборства становится нане­сение максимального урона противнику.

3. Стадия разрешения конфликта. Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сто­рон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и мето­дов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных спо­собов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

На определенной стадии развития конфликта у конфликтую­щих сторон могут существенно измениться представления о своих возможностях и о возможностях противника. Наступает момент «переоценки ценностей», обусловленный новыми, возникшими в результате конфликта отношениями, новой расстановкой сил, осоз­нанием невозможности достичь целей или непомерной ценой успе­ха. Все это стимулирует изменение тактики и стратегии конфликт­ного поведения. В этой ситуации одна или обе конфликтующие стороны начинают искать пути выхода из конфликта и накал борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начи­нается процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.

На стадии разрешения конфликта возможны следующие вари­анты развития событий:

1) очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;

2) борьба идет до полного поражения одной из сторон;

3) из-за недостатка ресурсов борьба принимает затяжной, вяло­текущий характер;

4) исчерпав ресурсы и не выявив явного (потенциального) побе­дителя, стороны идут на взаимные уступки в конфликте;

5) конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.

4. Послеконфликтная стадия.Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает, что конфликт полностью разрешен. Степень удовлетворенности или неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями во многом будет зависеть от следующих положений:

  • • насколько удалось в ходе конфликта и последующих перего­ворах достичь преследуемой цели;
  • • какими методами и способами велась борьба;
  • • насколько велики потери сторон (людские, материальные, территориальные и др.);
  • • насколько велика степень ущемленности чувства собственно­го достоинства той или иной стороны;
  • • удалось ли в результате заключения мира снять эмоциональ­ное напряжение сторон;
  • • какие методы были положены в основу переговорного про­цесса;
  • • насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
  • • был ли компромисс навязан под силовым давлением (одной из сторон или некоей «третьей силой») или явился результа­том взаимного поиска разрешения конфликта;
  • • какова реакция окружающей социальной среды на итоги кон­фликта.

Если одна или обе стороны считают, что подписанные мирные соглашения ущемляют их интересы, то напряженность во взаимоот­ношениях сторон сохранится, а прекращение конфликта может вос­приниматься как временная передышка. Мир, заключенный вслед­ствие обоюдного истощения ресурсов, также не всегда способен разрешить основные спорные проблемы, послужившие причиной конфликта. Наиболее прочным является мир, заключенный на ос­нове консенсуса, когда стороны считают конфликт полностью раз­решенным и строят свои отношения на основе доверия и сотрудни­чества.

Послеконфликтная стадия знаменует собой новую объективную реальность: новую расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей социальной среде, новое видение существующих проблем и новую оценку своих сил и возможностей.

5. Проблема урегулирования социальных конфликтов.

Рекомендуемые страницы: