Социализация — это усвоение индивидом
социального опыта (знаний, ценностей,
правил) на фоне которого он формируется
как конкретная личность.
Факторы: 1)
система образования; 2) среда сверстников;
3) произведения искусства, литературы;
4) СМИ; 5) Политические институты; 6)
Экономические и политические события;
Социализация — не однонаправленный
процесс. Осуществляется через деятельность,
общение и развитие самосознания. Двоякий
процесс: постепенное раскрытие в индивиде
природных качеств и внешних воздействие
(целенаправленное и ненаправленное
воспитание). Каждый этап социализации
связан с действием определенных агентов.
Агенты социализации — это люди и
учреждения, связанные с ней и ответственные
за ее результаты.
Общественные условия социализации:
1.Предметно-пространственная среда
(природные условия; общественные, бытовые
интерьеры; планировка и архитектура
поселений).
2.Социальные отношения (семейные,
дружественные, производственные)
Этапы социализации:
1. Ранняя (первичная) социализация. Она
связана с приобретением общекультурных
знаний, с освоением начальных представлений
о мире и характере взаимоотношений
людей.
2. Вторичная социализация:
— профессиональная социализация, которая
связана с овладением специальных знаний
и навыков, с приобщением к определенной
субкультуре.
включение индивида в систему общественного
разделения труда. Здесь предполагается
адаптация в профессиональной субкультуре,
а также принадлежность к иным субкультурам.
— пенсионный возраст или утеря
трудоспособности. Характерен изменением
образа жизни в связи с исключением из
среды производства.
27.Система социального контроля, виды санкций.
В любом обществе существуют
люди, поведение которых не соответствует
официально или фактически существующим
нормам в этом обществе, – это девиантное
поведение. Этим проявлениям отклоняющегося
поведения в обществе противостоит
социальный контроль. Можно сказать, что
это такой способ устранения явлений
социальной дезорганизации и регулирования
общественных отношений, при котором
вырабатываются такие нормы, ценности,
санкции, которые гарантируют комфортное
поведение. Каждая социальная группа
вырабатывает свою систему запретов,
законов, вплоть до физического насилия
(например, у нас смертной казни нет, а в
США есть), а также свою систему наград
и поощрений. Осуществляют эту функцию
либо сами члены общности, либо выделенные
для этого лица, имеющие определенные
полномочия (родитель наказывает ребенка,
автоинспектор штрафует водителя).Еще
О. Конт говорил о социальном конфликте
как о способе стабилизации и укрепления
социокультурной основы определенной
системы. Считается, что сам термин
«социальный контроль» был введен
Габриелем Тардом.
Он рассматривал социальный контроль
как средство возвращения к нормальной
жизни тех людей, которые нарушили
существующие нормы. Социальный контроль
изучали также Росс, Дюркгейм, Парсонс.
Парсонс говорил, что социальный контроль
– это такой процесс, при котором
расхождения между фактическим поведением
и социальными ожиданиями сведены к
минимуму. Действие социального контроля
базируется на признании культуры группы,
воспитании образцов поведения, учете
индивидуальных особенностей людей,
существовании социальных институтов,
которые могут вмешаться в поведение
человека. Действия социального контроля
происходят благодаря применению санкций,
привычек, обычаев. В общем виде санкция
– это реакция общества на поведение
индивида в социально значимых ситуациях.
Важно, чтобы в системе санкций не было
противоречий, иначе их эффективность
снижается (например, правовые санкции
не соответствуют обычаям и морали
общества). Существуют следующие санкции:
1) неформальные позитивные (слава,
почет);
2) формальные позитивные (грамота,
одобрение обществом);
3) неформальные негативные (огорчение,
неудовольствие);
4) формальные негативные (предусмотрены
законом – арест, заключение в тюрьму).
В основном в процессе
социального контроля выделяют четыре
метода воздействия на личность:
информирование (разъяснение правил и
норм – для переехавших из другой страны),
убеждение, принуждение, внушение. Конечно
же, ответная реакция людей на ту или
иную санкцию зависит от индивидуальной
шкалы оценок. Поэтому эффект социального
контроля может быть двояким: либо
усиливать социальные отклонения, либо
сводить их к минимуму. Социальный
контроль рассчитан на установление
определенных рамок в поведении индивида,
но все же должен предоставлять гражданам
инициативу, права. Здесь большое значение
имеет самоконтроль личности. Таким
образом, социальный контроль – очень
важный процесс жизнедеятельности
человека, который должен не только
контролировать поведение человека, но
и учитывать при этом общественное
мнение, интересы, потребности людей.
Сущность социализации
Социализация является сложным и многогранным процессом взаимодействия человека с внешней средой.
Следует выделять социализацию в широком и узком смысле.
В широком смысле социализация понимается как процесс становления человека как биопсихосоциального существа.
В узком смысле социализация характеризуется как взаимный двусторонний процесс, который включает в себя с одной стороны усвоение социальных норм и правил индивидом, а с другой стороны функционирование человека как активного субъекта в системе социальных отношений с помощью деятельности и общения.
Стадии социализации и их основные цели
Социализация проходит в несколько последовательных этапов:
- детство. Период детства характеризуется самоопределением и формированием собственного Я. Основной целью этого этапа является становление самостоятельной личности человека.
- юность. Данный этап ставит перед молодым человеком множество ситуаций, требующих выбора. В этот период человек определяется в профессиональном плане и выбирает спутника жизни.
- зрелость. Данный этап – этап самореализации. Основная цель данного этапа заключается в становлении человека в профессиональном плане и в роли супруга и родителя
- старость. Этап самосознания. На данном этапе основной целью является осознание результатов прожитой жизни, принятие себя.
Цели социализации
Замечание 1
Социализация является сложным процессом, независимо от этого можно выделить основную цель социализации – усвоить социальные нормы и ценности, необходимые для успешного взаимодействия с обществом.
В рамках основной цели социализации, можно сказать о том, что человек должен усвоить дисциплину, цели, собственное Я и роли.
В рамках социализации человек усваивает те или иные нормы поведения, принятые в обществе, тем самым формируется дисциплина.
Также можно говорить о том, что общество закладывает в нас те или иные цели, достижение которых возможно в результате успешной социализации.
Обретя цели в обществе, человек осознает себя через одобрение или осуждение общества.
В процессе социализации человек также учится исполнять определенные социальные роли в определенных социальных статусах.
Функции социализации
Функции социализации как двустороннего процесса:
- Усвоение социальных норм, знаний, ценностей, социальной информации, необходимой человеку для успешного вовлечения в систему общественных отношений
- Освоение различных форм и видов деятельности для усвоения и накопления социального опыта
- Понимание себя как субъекта социальной действительности с помощью усвоенных социального опыта и социальной информации.
- Самоидентификация, самоопределение личности посредством поиска собственного Я, что позволяет осознать выполняемые социальные функции и роли
- Воспроизведение социального опыта посредством преобразующей деятельности
Принято выделять две группы функциональности социализации:
- Личностная заключается во всеохватывающем последовательном развитии человека в обществе. В обществе и при помощи его механизмов человек получает способность к пониманию себя и других, формирует особенности своего поведения и характера, вступает в межличностные отношения.
- Общественная характеризуется формированием и развитием культуры посредством самовоспроизводства общества.
Исходя из этих групп функциональности, выделим основные функции социализации. Так, нормативно-регулятивная функция означает, что посредством социальных норм человек формирует свое поведение в обществе, и социальной группы в целом.
Личностно-преобразовательная. В рамках межличностного взаимодействия человек проявляет свою индивидуальность, тем самым, отделяя себя от остальных. Социальные отношения строятся им на основе его собственных целей, мотивов, желаний, идеалов и ценностей.
Ценностно-ориентационная. Данная функция заключается в том, что человек функционирует в обществе, придерживаясь ценностей, принятых в этом обществе. Ценности определяют отношение человека к его семье, родителям, друзьям, общению и материальным благам и т.д.
Информационно-коммуникативная. Процесс социализации строится посредством общения человека с обществом, социальными группами, людьми, в рамках которого происходит обмен информацией.
Прокреативная. Прокреация – это способность человека к воспроизведению потомства, продолжению рода. Общество передает этот опыт поколению, для поддержания развития социализации и становления личности внутри нее.
Творческая. Процесс социализации сопровождается стремлением человека к созиданию, творчеству и улучшению, в случае, если мы говорим об успешной социализации.
Компенсаторная. Данная функция характеризуется воспроизводством недостаточных психофизиологических особенностей человека, активизируя эти силы для борьбы с заболеванием. Эта функция направлена на формирование способности к противостоянию общественному мнению, приспосабливая человека с особенностями к жизни с ней в обществе.
Замечание 2
Таким образом, можно говорить о всеохватывающем масштабе социализации. В случае сложностей в выполнении той или иной функции встает вопрос о десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация и ресоциализация
Определение 1
Десоциализация – это процесс утраты человеком приобретенного социального опыта, распада социальных норм и ценностей.
Десоциализация бывает различной по степени выражения, от легкой дезориентированности в общественных отношений до полной утраты связей с обществом.
Чаще всего десоциализация обусловлена экстремальными условиями, в которых оказывается человек. Например, попадает в тюрьму или в психиатрическую больницу.
Определение 2
Ресоциализация – это усвоение новых социальных норм и ценностей на место прежних, ранее разрушенных.
Смысл ресоциализации заключается в том, что при столкновении человека с новой информацией, которая не отвечает его прежним ценностям и нормам, происходит их переосмысливание – ресоциализация.
Ресоциализация и десоциализация бывают поверхностными и интенсивными, глубокими, сопутствующими нормальным жизненным циклам человека.